Автор оборона Севастополя

История Панорамы в Севастополе

Героическая оборона Севастополя во время Крымской войны 1854-55 годов заставила всю Российскую империю говорить о городе, защищавшем южные границы страны. О подвигах моряков, солдат, врачей, жителей Белокаменного много писали и говорили даже спустя десятилетия после окончания войны.

В 1901 году было принято решение увековечить оборону Севастополя, создав Панораму. Выполнение заказа доверили Францу Алексеевичу Рубо, известнейшему художнику-баталисту. Сначала он работал над полотном в Севастополе, затем — в предместье Мюнхена. Над созданием Панорамы обороны Севастополя трудились и его помощники, и ученики Баварской академии художеств. Одновременно велись работы по строительству музея. Его возводили по проекту военного инженера Ф.-О. И. Энберга, и можно с уверенностью говорить, что здание с куполообразной крышей с ротондой, украшенное бюстами героев Севастопольской обороны, само по себе является одной из достопримечательностей города. 14 мая 1905-го, в год 50-летия обороны города, Панорама «Оборона Севастополя 1854-55 годов» была открыта.

Во время Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено авиационными ударами. Рискуя жизнью, солдаты по кускам выносили драгоценное полотно. Удалось спасти 2/3 картины: на лидере эсминцев «Ташкент» она была доставлена сначала в Новороссийск, потом в Новосибирск. После войны академик живописи В.Н. Яковлев и профессор П.П. Соколов-Скаля возглавили группу художников, которые буквально по кусочкам собирали Панораму на основе сохранившихся фрагментов, фотографий, зарисовок Рубо. Кропотливая работа была закончена к 100-летнему юбилею Первой обороны города.

Что вы увидите в Панораме?

На первом этаже расположился музей, в котором собраны образцы оружия, документальные материалы, картины и зарисовки, посвященные Крымской войне. Экспозиция знакомит с предпосылками противостояния Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства с Российской империей, ходом войны и ее итогами.

На втором этаже расположено живописное полотно площадью более 1,6 кв. м и выстой 14 м. На картине изображен день 6 июня 1855 года, когда союзники предприняли попытку штурма города. Против восьми французских и английских дивизий численностью более 43 тыс. человек выступили 24 тысячи российских войск. По замыслу художника, зритель словно осматривает панораму сражения со смотровой площадки на Малаховом кургане.

Композиционный центр полотна — полуразрушенная каменная башня. Около нее — фигура Павла Нахимова, знаменитого адмирала, «отца-благодетеля» для солдат и матросов, который был смертельно ранен во время одного из объездов укреплений. На переднем плане можно увидеть и фигуру одной из первых в России сестер милосердия Прасковьи Графовой. Неподалеку от нее и Даша Севастопольская, которая на протяжении всей обороны города помогала раненым солдатам и вывозила их с поля боя на телеге. Композиция Панорамы в Севастополе выстроена таким образом, чтобы кульминацию — битву у батареи под командованием мичмана Петра Жерве — зритель видел последней. Ценой огромных потерь Степан Хрулев, возглавляя 5-ю роту Севского пехотного полка, смогли отбить многократно превышающие по численности войска французов.

Франц Рубо уделил внимание не только батальным сценам, но и быту солдат. На фото Панорамы в Севастополе можно увидеть полевую кухню, развешанное белье, отдыхающих или пьющих воду солдат. Это делает битву более понятной, близкой зрителю.

Создание

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 1610 м².

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.

«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»

Размещение панорамы

Проект здания принадлежит Военному инженеру Фридриху-Оскару Энбергу. Это была гордость военного инженера, ведь к производству был принят его внеконкурсный проект.

27 февраля 1902 г. член Комитета по восстановлению памятников севастопольской обороны полковник А. М. Зайончковский в докладной записке графу И. И. Толстому, вице-президенту Императорской Академии художеств, сообщал:

«Имею честь препроводить Вам согласно Вашему желанию, присланный мне подполковником Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров.»

31 июля 1902 г. Император Николай II утвердил проект Ф.-О. Энберга.

Когда севастопольская панорама была открыта, полковник Ф.-О. Энберг несколько раз назначался «временно надсматривающим за панорамой» и расписывался в книге кассира панорамы.

Несмотря на то, что на панораме изображён вид с Малахова кургана, здание панорамы расположено в другом ключевом месте обороны города — на Четвёртом бастионе. На этом бастионе принимал участие в обороне Л. Н. Толстой в возрасте 28 лет.

Одной из необычных особенностей здания панорамы является круговое окно на куполе, предназначенное для обеспечения естественного освещения внутри.

Восстановление панорамы

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. После его смерти группу возглавил академик живописи П. П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива входили профессор П. М. Шухмин, один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, А. Ф. Суханов, Н. К. Соломин, Ю. Н. Трузе-Терновская и Н. И. Фирсов. Научную консультацию осуществляли адмирал флота Советского Союза профессор И. С. Исаков и кандидат военных наук А. Н. Кузьмин. Советские художники восстанавливали панораму на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Они стремились наиболее полно и правдиво изобразить военную обстановку, в которой происходили события, чётко передать севастопольский пейзаж. Как и Франц Рубо, они непосредственно с Малахова кургана сделали большое количество зарисовок и этюдов, впоследствии составивших точный композиционный рисунок панорамы. В процессе работы рождалось много новых художественных решений. Предметный план был обогащён жанровыми сценами «Кок в землянке», «Денщик у бочки с водой». Несколькими новыми эпизодами пополнилось и живописное полотно.

К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.

В наружных нишах здания музея-панорамы были установлены мраморные бюсты героев обороны Севастополя: Корнилова, Нахимова, Истомина, Панфилова, Новосильского, Бутакова, Хрулёва, Мельникова, Толстого, Пирогова, Кошки, Шевченко, Михайловой.

  • Музей-панорама

  • Бюст Истомина

  • Бюст Корнилова
    (автор Нина Петрова)

  • Бюст Нахимова
    (автор Н. Петрова)

  • Бюст Пирогова

  • Бюст Толстого
    (автор Н. Петрова)

  • Бюст матроса Кошки

  • Фрагмент панорамы

  • Фрагмент панорамы

Оставьте комментарий