Что такое атриум

Атриум

У этого термина существуют и другие значения, см. Атриум (значения). Римский атриум на картине Гюстава Буланже Атриум базилики Сант-Амброджо в Милане Атриум современного здания

А́триум или а́трий (лат. atrium, от ater — «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти), каведиум — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей

В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проем в перекрытии. Подобное пространство может быть организовано на крупных круизных судах.

Атриум древнеримского жилища

Назначение

Первоначально атриум служил кухней и столовой, где находились очаг и ткацкий станок, и одновременно — сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима — мундусу Цереры. Последний представлял собой круглую сводчатую яму, по легенде вырытую Ромулом при основании города и открывавшуюся трижды в год для жертвоприношений. В этом качестве атриум, как и мундус, символизировал космическую ось, соединяющую подземный мир с небесами. Центральное место в атриуме занимал бассейн (имплювий), над которым оставался четырёхскатный проём в крыше (комплювий), куда стекала дождевая вода. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу. Позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был также местом сна матери семейства — напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати — lectus adversus («ложе против дверей»). В более поздние периоды эта ниша утратила первоначальную функцию и сохранялась лишь символически — как знак святости брака. В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника — картибул (Варрон вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), специальная ниша (таблинум), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей — ларов и пенатов (позже отдельное святилище — ларарий). Ткацкий станок как непременный элемент обстановки атриума в старозаветных семьях сохранился до конца республики. Затем атриум превратился в публичную, приемную часть дома, парадный зал. Здесь принимали гостей, которых не хотели вводить в круг семьи; здесь патрон принимал своих клиентов. Атриум стал наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют о том, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства.

Атриум неизменно сохранялся и в других типах жилых домов Древнего Рима. Роль атриума в инсулах (многоэтажных домах) выполнял световой дворик.

Типы атриумов по Витрувию

Витрувий различал 5 типов атриума:

  1. atrium tuscanium («тосканский») — без колонн; отверстие в кровле образовывалось только стропилами (хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи);
  2. atrium tetrastylum («четырехколонный») — четыре колонны, по одной на каждом углу имплювия;
  3. atrium corinthium («коринфский») — сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16;
  4. atrium displuviatum («дождеотводящий») — размер комплювия значительно сокращен, благодаря чему он представлял собой узкую щель, а наклон кровли был устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу;
  5. atrium testudinatum («крытый») — полностью перекрытый сводами атрий (без комплювия), устраивавшийся обычно в небольших домах.

ru.wikipedia.org>

Атриум (значения) это:

Атриум (значения)

Атриум:

  • Предсердие (лат. Atrium) — отдел сердца.
  • Атриум (архитектура) — большое открытое пространство внутри здания или судна.
  • «Атриум» — российский струнный квартет, основанный в 2000 году студентами Санкт-Петербургской консерватории.
  • «Атриум» — русско-еврейский репертуарный театр в Чикаго, США.

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Категория:

  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru>

У этого термина существуют и другие значения, см. Атриум (значения). Римский атриум на картине Гюстава Буланже Атриум базилики Сант-Амброджо в Милане Атриум современного здания

А́триум или а́трий (лат. atrium, от ater — «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти), каведиум — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.

В современной архитектуре атриумом называется центральное, как правило, многосветное распределительное пространство общественного здания, освещаемое через зенитный световой фонарь или проём в перекрытии. Подобное пространство может быть организовано на крупных круизных судах.

> См. также

  • Зимний сад
  • Вестибюль
  • Перистиль
  • Лобби (помещение)
  • Клуатр

История развития и классификация атриумов Текст научной статьи по специальности «Строительство. Архитектура»

УДК 702/704 72.01 725.011

Куприянов В.Н. — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РААСН E-mail: kuprivan@kgasu.ru Сметанин Д.В. — аспирант E-mail: proektant@list.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ АТРИУМОВ АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные этапы формирования атриумов в разные периоды их развития, в зданиях различного функционального назначения. Дано определение понятия «атриум» в высотном здании и предложена типология и классификация атриумов в высотных зданиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: типология и классификация высотных атриумных зданий, объемно-планировочное решение высотных атриумных зданий.

Kupriyanov V.N. — doctor of technical sciences, professor, corr.-m. RAACS

Smetanin D.V. — post-graduate student

Kazan State University of Architecture and Engineering

HISTORY OF DEVELOPMENT AND CLASSIFICATION OF ATRIUMS ABSTRACT

История атриума берет свое начало из Древней Греции, между V и II веками до н.э. на ее территории появляются первые атрии — открытые внутренние дворики, окруженные колоннами и сообщавшиеся с периферийными жилыми пространствами (рис. 1, 2).

Первоначально в центре атриума находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма), затем — четырёхугольный неглубокий бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды (комплювиум). Атриум tuscanicum, или этрусский, имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды, а отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Атриум tetrastylum, или четырехколонный, имел крышу, которая опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши.

Рис. 1. Этрусский атриум Рис. 2. Четырехколонный атриум

В эпоху Римской империи атриум становится одним из парадных помещений римского дома, способным регулировать микроклимат жилища. Вода в имплювии, охлаждаясь ночью, передавала прохладу внутренним стенам атриума во время жаркого полуденного зноя, а свет и воздух, попадая в него из открытой кровли, распространялись в окружающие помещения.

Таким образом, в Древней Греции и Древнем Риме атриумы использовались исключительно в жилых зданиях. Этрусский, четырехколонный и римский атриумы по типу формообразования являются примерами четырехстенного атриума. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания такие атриумы относятся к встроенным, по типу регулирования микроклимата их следует отнести к охлаждающим. Новый период в развитии концепции атриумных зданий пришел вместе с промышленной революцией, принесшей в строительство сталь и стекло.

В самом начале XIX века атриумы начали применять в общественных зданиях. Появляются оранжереи, использующие свободно проходящее сквозь стекло солнечное тепло, которое не может также легко выйти наружу. По типу регулирования микроклимата такие пространства можно отнести к согревающим. Центральное отопление сделало возможным, хотя и дорогостоящим, круглогодичное использование оранжерей, поэтому вскоре их стали пристраивать к обычным зданиям. В связи с этим оранжереи являются прообразом пристроенного по типу размещения в объемно-планировочной структуре здания атриум (рис. 3, 4).

Характерным примером атриума линейного типа формообразования является атриум здания галереи Виктора Эммануила в Милане (архит. Д. Менгони), построенного в 1867 г. Данный атриум по типу размещения в объемно-планировочной структуре здания является встроенным.

Д. Менгони продемонстрировал, что целые улицы могут быть покрыты стеклянными крышами по принципу восточного базара, но по образу зданий всемирных выставок.

Франк Ллойд Райт обеспечивает живую связь между первым и вторым этапами строительства атриумных зданий. Атриум главного офисного здания фирмы «Джонсон Вокс» в Рейсине, шт. Висконсин (1936 г.) по типу формообразования является примером четырехстенного атриума. По типу размещения в объемно-планировочной структуре — встроенный. Атриум имеет верхнее освещение, охватывает входной вестибюль, кулуары и основной конторский зал, в котором имеются также галереи. Круглые «золоченые клетки» лифтов, мостики и закругленные формы балконов являются прямыми предшественниками архитектурных форм Джона Портмена (рис. 5, 6, 7).

Первым применением атриума в высотном здании является воплощенный Джоном Портменом в 1967 г. в здании гостиницы «Ридженси Хайатт» в Атланте четырехстенный по типу формообразования атриум. Цель проекта состояла в том, чтобы открыть интерьерное пространство, создать возвышающую динамичную среду. Атриум в гостинице «Ридженси Хайатт» по типу размещения в объемно-планировочной структуре здания является примером встроенного атриума, проходящего через весь объем здания. Данное здание стало первым экспериментом в области применения атриума в высотном строительстве, изменившим представление об идее атриума в масштабе архитектуры XX века.

Рис. 3. Галерея в Милане, 1867. План и разрез галереи. Рис. 4. Офисное здание «Джонсон Вокс»

Арх. Д. Менгони в Рейсине, шт. Висконсин (1936 г.). Арх. Ф. Райт

1970-е годы XX в. знаменуют собой начальный этап теоретических и практических разработок в области использования атриумных пространств. Интерес был вызван широким развитием высотного строительства. На этом этапе значительное влияние оказали исследования, проводимые французским ученым Ле Риколем и американским ученым Б. Фуллером в области пространственных конструкций, которые явились важнейшими структурными элементами современных атриумов.

Важнейшей датой в развитии атриумных зданий является 1980 г. Именно тогда английским инженером и архитектором Терри Фарреллом и Рольфом Лебенсом была разработана концепция «буферного мышления», суть которой заключалась в том, что ориентированный в наиболее благоприятную с точки зрения солнечных лучей и господствующих ветров сторону атриум за счет содержания большого количества воздушных масс служит буферной зоной между наружным и внутренним пространствами. Также результатом концепции «буферного мышления» стало активное внедрение в архитектурную практику буферного эффекта или принципа двойного ограждения. Выделяются согревающий, охлаждающий и трансформируемый типы атриума.

Согревающий атриум проектируется с расчетом на свободное проникание солнечного света, и поэтому, как правило, температура воздуха в нем градусов на пять выше, чем в окружающей атмосфере. Поэтому использование согревающего атриума уменьшает отопительный сезон в прилегающих помещениях.

Охлаждающий атриум имеет место там, где климат или функциональные особенности здания в течение большей части года требуют борьбы с перегревом и излишней влажностью, атриум является своего рода системой средств затенения и одновременно резервуаром охлажденного воздуха. Там, где климат теплый и влажный, атриум играет роль своеобразного перекрестного вентилятора, обеспечивает сквозное проветривание помещений, используя эффект тяги, возникающий в атриуме, эффект «солнечной трубы» и вытяжных устройств.

Трансформируемый атриум — эффективное средство защиты от летнего перегрева помещений, также используется для отопления в зимнее время. Основной особенностью такого атриума является система средств затенения наружного остекления. Цель состоит в том, чтобы эта система пропускала солнечные лучи зимой, когда угол подъема солнца над горизонтом невелик, и препятствовала прямому попаданию солнечных лучей летом, когда солнце стоит высоко (рис. 8).

Институт исследования солнечной энергии в г. Голден, шт. Колорадо (1984 г.), является примером здания по типу формообразования с множеством одноуровневых атриумов. По типу расположения в объемно-планировочной структуре здания данные атриумы являются встроенными. По типу регулирования микроклимата — трансформируемый. Архитекторы применили здесь принцип «буферного мышления» для организации плана здания. Здание защищено холмом, на южном склоне которого оно располагается. Корпуса вытянуты с востока на запад, будучи как связанными, так и разделенными атриумами, которые используются для аккумуляции солнечной энергии.

В 80-90-е годы XX века объемно-пространственные и архитектурно-конструктивные возможности атриумов позволяют объединять ими высотные объемы, пристраивать атриумы к высотным зданиям и размещать их в любой части высотного здания (рис. 9, 10, 11).

Архитекторы Джонсон и Берджи выстроили комплекс «Пензойл плейс» (1976 г.), представляющий собой две башни с офисными помещениями, между которыми треугольный атриум с наклонной остекленной кровлей объединяет нижние этажи башен. Атриум здания «Пензойл плейс» является по типу формообразования атриумом, соединяющим несколько высотных зданий. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания данный атриум является пристроенным.

Громадный отель «Peachtree Plaza» находится в одном квартале с «Hyatt Rigency» в Атланте. Для того чтобы рационально решить планировочную задачу, архитекторами было спроектировано базовое основание, перекрытое светопрозрачной конструкцией. Атриум отеля «Peachtree Plaza», архитектора Джона Портмена (1976 г.), по типу формообразования является атриумом подиумного типа. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания — встроенно-пристроенным.

Примером одностенного типа формообразования является атриум высотного 60-метрового жилого здания «ZEG-Tower» в Вене, спроектированного и построенного в 1998 г. По типу размещения в объемно-планировочной структуре высотного здания данный атриум является пристроенным. Архитекторы использовали стеклянный «климатический фасад» — атриум как элемент, фактически объединяющий два основных вертикальных объема здания, поставленных один на другой.

Атриум здания отеля «Burj Al Arab», построенный в 1999 г. в Дубаи, является примером трехстенного типа формообразования. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания данный атриум является встроенным. Принцип формообразования отеля «Burj Al Arab» можно привести в качестве примера использования ограждающей способности атриума, создающего «буферную зону», снижающую влияние природно-климатических воздействий на здание.

Основные положения, изложенные в концепции «буферного мышления», легли в основу проектирования атриумов и в конце 90-х годов XX-начале XXI века нашли применение в высотных энергоэффективных зданиях, зданиях высоких технологий и биоклиматической архитектуры. Эти три направления на сегодняшний день являются тремя столпами в архитектурной инженерии. Определение данного типа зданий в современной технической литературе звучит следующим образом.

Энергоэффективное здание — здание с низким потреблением энергии или с нулевым потреблением энергии из стандартных источников. Это здание, в котором эффективное использование энергоресурсов достигается за счет применения инновационных решений, которые осуществимы технически, обоснованы экономически, а также приемлемы с экологической и социальной точек зрения и не изменяют привычного образа жизни (рис. 12, 13) .

Ярким представителем энергоэффективного здания является атриумное здание Commerzbank во Франкфурте-на-Майне. Атриум этого здания является примером уникального типа формообразования. Внутренний вертикальный атриум с включением горизонтальных объемов. Такими объемами выступают зимние сады, являющиеся частью атриума, расположенные с наветренной и заветренной стороны здания. Таким образом создаются отличные условия для организации естественной вентиляции всего здания посредством атриума. По типу размещения в объемно-планировочной структуре атриум здания Commerzbank является встроенным. По типу регулирования микроклимата — трансформируемым.

Здание высоких технологий — это прежде всего самые ультрасовременные решения в архитектуре с точки зрения конструкций и материалов, но это еще и здание, в котором экономия энергии, качество микроклимата и экологическая безопасность достигаются за счет использования технических решений, основанных на сильных ноу-хау, на правилах сильного мышления .

Атриум здания компании «Swiss Re» в Лондоне также является примером уникального типа формообразования атриума. Тип формообразования с системой вертикальных атриумов, расположенных по периметру. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания атриумы здания компании «Swiss Re» можно классифицировать как встроенные. По типу регулирования микроклимата — трансформируемые. Архитектурную революционность здания дополняет применение вертикальных атриумов, участвующих в системе естественной вентиляции здания. Проектом предусмотрены шесть световых атриумов треугольного сечения на каждом этаже. Каждый световой атриум имеет принудительно открываемую поверхность для естественной вентиляции (рис. 14, 15).

Биоклиматическая архитектура — это одно из направлений архитектуры в стиле hi-tech с ярко выраженным использованием остекленных пространств. Главный принцип биоклиматической архитектуры — гармония с природой, желание приблизить человеческое жилище к природе. В биоклиматической архитектуре, наравне с заградительными системами, активно применяется многослойное остекление, обеспечивающее поддержку микроклимата совместно с естественной вентиляцией .

В инновационном проекте биоклиматического атриумного здания «Городские ворота Дюссельдорфа» (г. Дюссельдорф, Германия) реализован тип атриума, соединяющий несколько высотных зданий. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания данный атриум является встроенным. По типу регулирования микроклимата — трансформируемым.

Эффективность естественной вентиляции зависит, с одной стороны, от степени открытия оконных створок атриума и, с другой, от перепада давления по обе стороны ограждения здания, в том числе и вызванного действием ветра. Влияние последнего фактора в здании «Городские ворота Дюссельдорфа» снижено благодаря особой планировке и наличию атриума в середине здания (рис. 16, 17).

Обзор выявил, что термин «атриум в высотном здании» с инженерной и архитектурной точек зрения окончательно не определен в современной технической литературе. Не произведена типология и классификация атриумных высотных зданий, без чего невозможно дальнейшее развитие данного типа зданий, являющегося перспективным ввиду использования естественного освещения и естественной вентиляции.

I ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ АТРИУМОВ В ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ

ПО ТИПУ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

Схема. Типология и классификация атриумов в высотных зданиях

Следовательно, учитывая особенности высотных зданий, термин атриум в высотном здании можно определить как вертикально развитое пространство, объединяющее несколько этажей здания в единый структурный элемент. Конструктивно такое объединение достигается с помощью отсутствия перекрытий на нескольких этажах в границах площади, определенной очертаниями атриума. Атриумы являются сосредоточием коммуникационных и информационных узлов высотного здания. Атриумы, как правило, имеют боковое или верхнее освещение через купола, световые фонари или остекленные фасады. Они зачастую уникальны по ряду признаков и вызывают интерес у специалистов, предоставляя проектировщикам широкие возможности для применения естественного освещения и естественной вентиляции.

Обзор и анализ истории развития атриумных зданий позволил разработать и предложить типологию и классификацию атриумов в высотных зданиях, что представлено на схеме.

Рис. 5. Здание гостиницы «Ридженси Хайатт», Атланта, 1967. Арх. Д. Портмен

Рис. 6. Здание гостиницы «Ридженси Хайатт». Атриум

Рис. 7. Офисное здание «Пеннзойл Плэйс», 1976 г. Арх. Ф. Джонсон, Д. Берджи, г. Хьюстон

Рис. 8. Разрез здания управления Института исследования солнечной энергии, Голден

Рис. 9. Отель «Peachtree Plaza», Рис. 10. Жилое здание «ZEG-Tower». Рис. 11. Отель «Burj Al Arab». Атланта, 1976 г. Вена, 1998 г. Дубаи, 1999 г.

ШК1

Рис. 12. Здание «Commerzbank», Франкфурт-на-Майне, 1997 г. Арх. Н. Фостер. Общий вид

Офисные помещения

Зимний сад\

Рис. 13. Здание «Commerzbank», Франкфурт-на-Майне, 1997 г. Арх. Н. Фостер. План

Рис. 14. Здание страховой компании «Swiss Re». Арх. Норманн Фостер. Общий вид

Рис. 15. Здание страховой компании «Swiss Re». План здания с атриумами

Рис. 16. Здание «Городские ворота Дюссельдорфа». Общий вид

Рис. 17. Здание «Городские ворота Дюссельдорфа». Атриум

Архитектура зЭаний и сооружений.

Известия КазГАСУ, 2010, № 2 (14) Творческие концепции архитектурной Эеятельности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белова Е.М. Здание биоклиматической архитектуры «Городские ворота Дюссельдорфа» // Журнал «АВОК», 2006, № 2.

2. Гордина Е.Ж. Атриумные пространства в высотных зданиях. Этапы развития // Архитектон: известия вузов, 2009, № 28. URL: http://archvuz.ru/numbers/2009_5/ta3 (дата обращения 23.04.2010).

3. Земов Д.В. Эволюция и тенденции формирования современных атриумных пространств // Архитектон: известия вузов, 2004, № 8. URL: http://archvuz.ru/numbers/2004_3/ia3 (дата обращения 10.04.2010).

4. Земов Д.В. Формирование архитектурной среды атриумных пространств общественно-торговых и деловых центров средствами мобильных компонентов // Автореферат дисс. канд. архитектуры. — Екатеринбург, 2006. — 19 с.

5. Магай А.А., Гордина Е.Ж. Принципы формообразования атриумных высотных зданий // Архитектон: известия вузов, 2007, № 4. URL: http://archvuz.ru/numbers/2007_4/ta3 (дата обращения 05.05.2010).

6. Саксон Р. Атриумные здания. — М.: Стройиздат, 1987. — 138 с.

7. Табунщиков Ю.А., Бородач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания // Журнал «АВОК», 2003, № 3.

Атриумные пространства

«Атриумные пространства»

Атриумные здания известны человечеству более 3000 лет. Появившись сначала в жилищах хеттов и урартийцев, затем они использовались греками и римлянами. В греческом жилище внутренний дворик представлял собой центральную часть дома с проемом прямоугольной формы в крыше — «комплювием» и небольшим бассейном для дождевой воды — «имплювием» .

В атрий выходили все комнаты дома. Здесь присутствовала лишь архитектурная составляющая, и ни о каком наполнении пространства здесь речь тогда не шла. В самом начале XIX в. новые технические возможности использования стекла и металла в строительстве позволили возводить сооружения подобные оранжереям, что повлияло на развитие атриумных зданий. Теперь, в отличие от домов Средиземноморья, где внутренние дворики были открытыми, большие новые общественные пространства перекрывались стеклянной оболочкой. Атриумы стали применять, в основном, в общественных зданиях. Подобно оранжереям, они были защищены от внешних природных воздействий, в связи с чем наметились явные изменения в наполнении их внутренних пространств. В композиционном отношении атриум выступал главным объединяющим пространством с вертикальным развитием, но теперь в нем располагались конторские учреждения, банки, вестибюли гостиниц.

Примеры тому — созданное Ф.Л.Райтом (F.L.Wright) здание «Джонсон Вокс» (Рейсин, 1903 г.) , гостиница «Брайн-плэйс» (Brain Place) Ф.Эдбрука (F.Edbrooke) (Денвер, 1893 г.)

Многофункциональное использование атриума требовало, кроме удобного архитектурного пространства, соответствующее предметное наполнение. Впервые в атриуме появляются внеархитектурные компоненты пространства в виде бытового оборудования (мебель, светильники, часы), ландшафтного наполнения (цветы, экзотические деревья). В процессе изучения возможностей пространства крупного масштаба вводились элементы вертикального развития: технологические (такие как лифты), знаковые (флаги) и декоративные (решетки) чтобы в некоторых случаях избежать, а в некоторых намерено подчеркнуть «гигантизм».

В это время начали приспосабливать конструкции из стекла и железа для создания больших, хорошо освещенных и, в тоже время, достаточно экономичных интерьеров. Появляется новый тип линейного атриума: картинные и торговые галереи со стеклянным покрытием. По принципу восточного базара в 1867 году было возведено здание Галереи Виктора Эммануила в Милане (арх. Д.Менгони), в котором стеклянными «крышами» были перекрыты целые улицы . В магазинах прошлого века получили широкое применение застекленные арочные пассажи, например, в здании ГУМа архитектора Померанцева А.М. в Москве в 1889-1893 гг.

Декоративное решение линейных атриумов нередко перекликалось обликом уличной застройки. Даже стены внутреннего пространства имитировали фасады зданий.

В отличие от «атриев» греков, у архитекторов XIX века появилась возможность возводить многоярусные атриумы. В видоизменившихся пространствах атриума особую роль играл солнечный свет. Попадая сверху через крышу, он наполнял пространство. Нечто подобное присутствовало и в храмах. Прототипом атриума XIX века стали не только оранжерея и храм, но и зал оперного театра. Форма пространства многоуровневого зала театра с балконами, портером и сценой была узнаваема в то время. Сходство с театром эмоционально наполняло атриум, вызывая чувство предвкушения актерского действия.

После перерыва, связанного с экономической депрессией 1930-х гг. и разразившейся Второй мировой войной, возведение зданий атриумного типа возобновилось. Они стали часто использоваться как общественные здания самого различного назначения.

Одним из первых было здание музея С.Гугенхайма (Guggenheim) в Нью-Йорке (1959 г.). Верхний свет музея выгодно освещал экспонаты, наполнявшие оригинальное спиралевидное пространство . Это здание послужило стимулом для действия архитекторов того времени. В основном, яркие примеры атриумов того времени можно было увидеть в торговых центрах США и Европы.

В 1967 г. Кевин Рош (Kevin Roche) и Джон Динкелу (John Dinkelo) закончили в Нью-Йорке здание фонда Форда. Им удалось создать в высшей степени необычное здание, в котором использовалось много оригинальных идей, ставших примером для многих современных атриумных зданий. Это был крытый двор-сад, окруженный конторскими помещениями.

Подавляющее большинство атриумов проектировалось ландшафтными архитекторами, которые, используя свои знания, старались превратить атриумы в своеобразные «оазисы». Конечно, причины того, что наполнение архитектурного пространства решалось только озеленением, кроются не только в профессиональной специализации создателей. Потребитель того времени стал испытывать дискомфорт отсутствия природных компонентов, которые идеально подходили для пространства отдыха и общения. Несмотря на то, что оранжереи (как отдельные сооружения) явление достаточно редкое, нельзя недооценивать влияния, оказанного ими на атриумные пространства.

Многие архитекторы проявили огромный интерес к устройству садов в интерьере. Удачный выбор растений и их размещение, яркий свет и насыщенные цветом поверхности превращали пустые пространства здания в притягательное для посетителей место.

Конечно, одним из прототипов атриума XIX века была оранжерея. Однако не стоит отождествлять атриум с оранжереей, т.к. растения далеко не единственные элементы наполнения атриумов. Тем более, не в каждом атриуме и не любые виды растений смогут расти. Если искусственный климат, грунты, виды растений и способы ухода за ними выбраны неверно, то желаемая среда так и не будет создана. Растения внутри помещения чувствуют себя хуже, чем в местах их естественного обитания и требуют постоянного ухода. Живые растения — это один из инструментов создания облика пространства атриума, их присутствие положительно сказывается на его облике и микроклимате. Но если озеленение остается единственным пространствообразующим элементом, то это приводит к большим затратам по уходу за растениями и уменьшает или вовсе исключает возможность мобильного изменения внутреннего пространства атриума.

Возвращаясь к историческим фактам и учитывая все первые шаги архитекторов, нельзя не отметить, что необходимый импульс развитию атриумов дал Джон Портмен (John Portman), создавший в 1967 году знаменитый «Хайатт-отель» (Hyatt hotel) в Атланте . Портмен в своих проектах очень удачно применял вместе с архитектурной и дизайнерскую концепцию пространства. Он деликатно подходил к использованию озеленения. И это понятно, т. к. главной для него была сама идея пространства. Вся его работа — экспериментальный поиск. Он искренне желал, чтобы атриумы служили людям местом отдыха и раздумий в шумном городе. Атриумное пространство принимает характер старого итальянского дворика — «пьяцца». Постройки Портмена послужили примером для архитекторов. Работая над наполнением своих атриумов, он включал в их пространство не только растительные, но и другие компоненты. Это — невероятные по масштабу пространственные структуры, становящиеся центральными частями композиций, визуально подчеркивающие пространство, и элементы благоустройства в виде скамеек, фонтанов, бассейнов. Вода вообще играла важную роль в его экспериментах, она оживляла пространство, отражая вертикально развитый интерьер. В работу пространства включалось оригинальное инженерно-техническое оборудование, например, лифты с прозрачными кабинами. Особое внимание Портмен уделял свету и цвету. Кроме мастерской работы с естественным освещением, он продумывал эффектную игру искусственной подсветки в темное время суток, совмещая «скользящие» по стенам атриума лучи прожекторов и локальное освещение элементов наполнения атриума подвесными светильниками.

С 50-х по 70-е годы 20 века было возведено несколько сотен атриумов. Началось соревнование, в котором каждый проектировщик хотел в чем-то преуспеть. Например, в масштабе объекта или применяемой технологии, в новаторстве идей или используемых материалов. К настоящему времени атриумных зданий по всему миру существует несколько тысяч. И популярность их растет. Некоторые — менее известны, другие — приобрели всемирную славу, такие как Итон-центр (Eaton Center) в Торонто (арх. Брегманн, Хамман, Зидлер (Bregman, Hamann, Zeidler) (1979г.) — линейный атриум с многоуровневой системой переходов, галерейный тип которого подчеркнут композицией летящей под сводом стаи птиц (Рис. 14). Другой пример — административный комплекс Ллойда (Loyd’s) в Лондоне (арх. Р.Роджерс (R.Rogers) с партнерами 1980 г.), где эскалаторы, заключенные между массивных колон, вынесены в атриум здания и представляют некий гигантский механизм, точность которого определяют часы в виде башенки.

Они аккумулируют на себя всю концепцию здания-механизма и организуют небольшую благоустроенную площадь на первом этаже (Рис. 15). Среди работ последних лет примечателен проект здания DG Банка в Берлине Френка О.Гери (Frank O.Gehry). Здесь лапидарное архитектурное пространство атриума буквально вскипает от натиска активной пластики экстраординарного объекта в виде головы лошади, подавляющего прочие элементы пространства (Рис.16). Или атриумная гостиница Бурж Аль Араб (Burj al Arab) в Дубаях (проект компании Аткинс (Atkins) 2000 г.), в которой важнейшим пространствобразующим элементом явился цвет интерьера и цветной динамичной подсветки ограждающего материала атриума .

К настоящему времени оформились основные типы атриумных зданий и проведены интересные эксперименты по всестороннему подходу к их проектированию. Накоплен значительный опыт по наполнению атриумного пространства внеархитектурными компонентами.

Подводя итог, сделаем следующие наблюдения. Анализируя процесс формировании атриумного пространства, выделим три основных периода:

  • 1. Первый (около 2 тыс. лет до н.э. — V в. н.э.). — сформировался принцип пространственной организации атриума.
  • 2. Второй (1800 г. — 1910 г.). В рамках этого периода можно отметить два этапа:

I этап (1800 г. — 1860 г.) — отмечен тем, что возникают технические возможности возведения зданий из стекла и металла;

II этап (1860 г. — 1910 г.) — характеризуется формированием новых типов атриумов — вертикально развитый и линейный.

3. Третий (1950 г. — начало XXI в.). Включает два этапа:

I этап (50 — 70-е гг. XX в.) — на этом этапе проверяется на практике экономическая целесообразность зданий и оптимальность их использования для общественных целей;

II этап (70-е гг. XX в. — начало XXI в.) — к этому времени складываются известные типы атриумных зданий, утверждается архитектурно-дизайнерский подход к формированию облика атриумного пространства.

Анализ процесса формирования показал, что прототипами современных атриумов стали:

по принципу пространственной организации — греческие атрии;

по типу здания — оперный театр;

по типу конструкций — оранжереи;

по типу освещения — храмовая архитектура;

по характеру пространства — итальянский дворик «пьяцца».

Человек, попадая в атриум, становился участником заранее продуманного процесса, внимание на котором концентрирует организация пространства, объяснимая особенностью архитектурного сооружения.

Иногда атриумы отождествляют с «зимними садами», но озеленение — это только один из компонентов атриума. К внеархитектурным компонентам относится широкий круг средств современного дизайна, искусства и технического оборудования, наполняющих пространство атриума. Внеархитектурные компоненты усиливают либо по-своему трактуют концепцию пространства. «Они могут нести различную смысловую и функциональную нагрузку: от элементов, членящих пространство, акцентирующих его отдельные части, до устройств многофункциональных, работающих и как архитектурные акценты, и как ядра организации различных форм деятельности — ожидания, отдыха и т.д.»

В целом их можно разделить на следующие группы:

  • -художественное освещение;
  • -произведения прикладного и декоративного искусства;
  • -визуальное искусство;
  • -информационные носители;
  • -ландшафтные компоненты;
  • -элементы благоустройства;
  • -технологическое и инженерное оборудование;
  • -бытовое оборудование.

В формировании современных атриумов внеархитектурные элементы стали играть важную роль среди прочих составляющих пространства. Внеархитектурные элементы обладают мобильностью и описывают идею пространства более доступными и понятными человеку средствами, становясь проводником либо главным объектом внимания, в зависимости от замысла проектировщика.

Список используемой литературы

  • 1. Саксон Р. Атриумные здания. — М.: Стройиздат, 1987,
  • 2. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды. — М.: Архитектура-С, 2004,
  • 3. archvuz.ru/numbers/2004_3/ia3

Оставьте комментарий