Диорама в Севастополе

Путевые заметки 3: Севастополь. Диорама и Панорама.

Вот я вернулся в Барнаул, по чуть чуть буду разбирать фотографии и выкладывать 🙂
Сегодня пост про два музея в Севастополе: панорама «Оборона Севастополя» и диорама «Штурм Сапун-горы».
Начну с Сапун-горы.

1. Аллея ведущая к мемориальному комплексу.
Во время Великой Отечественной войны гора являлась ключевой оборонительной позицией на подступах к городу. Здесь велись ожесточённые бои с немецкими войсками в ходе обороны Севастополя 1941—1942 годов и Крымской операции 1944 года.

2. Цены в гривнах (*4=руб), везде берут деньги за фото съёмку, о том как она организована — ниже.

3. В память о подвиге советских бойцов в ноябре 1944 года на Сапун-горе воздвигнут обелиск воинской Славы. В 1970 году зажжён вечный огонь.

4.

5.

6.Вокруг растут сосны с огромные иголками, таких у нас не встречал.

7.

8.
9.
10. По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник – Диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
11. Диорама размещается в здании на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы.
12.
13. (по клику большой размер)
14. Съёмка на телефон тоже платная 🙂
15.
16. На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны».
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Сама диорама (приношу извинение за качество, торопился. Народу в экскурсионных группах очень много, а без экскурсии не пускают, сфотографировать толком никто не успевает, но перед тем как зайти в помещение, где находится диорама (да и внутри), у тех кто с фотоаппаратом проверяют наличие билета на съёмку. И как только экскурсовод заканчивает рассказывать — нужно выходить и заходит следущая группа.).
Выглядит диорама впечатляюще.
Заказ на выполнения диорамы получили члены московской студии военных художников имени М.Б.Грекова. Творческая группа в составе П.Т.Мальцева (руководитель группы), Г.И.Марченко, Н.С.Присекина в 1958 году приступила к работе. Художники тщательно изучали события, встречались с участниками штурма Сапун-горы, делали зарисовки местности, наброски и эскизы. Непосредственная работа по созданию живописного полотна 5,5 м х 25,5 м и предметного плана площадью 83 квадратных метра проходила в Москве на протяжении семи месяцев.Торжественное открытие Диорамы состоялось 4 ноября 1959 г.
25.Недалеко от здания – открытая экспозиция советской боевой техники периода Великой Отечественной войны.
***
Панорама «Оборона Севастополя»
Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг.
26. Здание Панорамы (диаметр 38 м, высота 36 м) хорошо просматривается при въезде в город.
Фасад здания со входом для посетителей обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара.
Севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружости 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
27.
28.
29. В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо
30. На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.
31. Работа над Панорамой велась 1901–1904 гг. сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. В написании живописного полотна и создании предметного плана 1902 – 1904 гг. автору помогали художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В.А. Фельдмана. 14 мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
32.
33. В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины. На лидере эсминцев »Ташкент» их вывезли в Новороссийск, конечный пункт транспортировки – Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы. Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили «считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах». Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
34.
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев (1893–1953), профессор Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В.П. Петропавловского (1918–2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».
Сфотографировать панораму, было ещё сложнее, так как в помещении, где расположена панорама, находилось сразу 4 (!) экскурсионных группы. Пришлось идти по кругу и снимать по несколько кадров. Вот что из этого получилось:
Если Вам интересны мои репортажи — добавляйте в друзья в ЖЖ
Остальные «Путевые заметки» . 🙂 Впереди ещё много интересного!

Диорама «Штурм Сапун-горы»

Величественно возвышается над бухтами белокаменный Севастополь — краснознаменный город-герой, боевой страж русского Черноморья. Невиданное мужество, отвагу и стойкость проявили советские воины во время героической обороны Севастополя и его освобождения от фашистских захватчиков. Бессмертная боевая слава города увековечена в многочисленных памятниках. Здесь находится всемирно известная панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» — уникальное произведение батальной живописи.

В шести километрах на восток от центра Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы, возвышается строгое полукруглое здание. Здесь размещена самая большая в мире диорама — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Это крупнейшее произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков.

Диорама — особая разновидность изобразительного искусства. Диорама дает возможность раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Обычно диорама состоит из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Основной элемент диорамы, живописное полотно, расположено полукругом. Перед диорамой расположена смотровая площадка. Между живописным полотном и смотровой площадкой расположен предметный план, сюжет которого составляет с картиной одно целое. Такой приём создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий. Другие диорамы, созданные русскими художниками (например, «Альпийский поход Суворова», «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой»), — имеют небольшие размеры. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины, что приводит к некоторому искажению реальности.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурального плана — это остатки подлинных немецких оборонительных сооружений, оружие и снаряжение. Впервые стройная композиция одной диорамы охватывает громадный оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Надо сказать, что в диораме воcпроизведены абсолютно достоверные события. Для её создания использовались подлинные документы, отчёты и рапорты командиров частей, наградные документы героев штурма. Много интересных и ценных подробностей рассказали создателям диорамы непосредственные участники освобождения Севастополя.

Штурм Сапун-горы

Развернув одновременное наступление с севера от Перекопа и с востока от Керчи, советские войска гнали гитлеровцев с крымской земли. Противник во что бы то ни стало старался удержать Крым в своих руках. Находившиеся в Крыму 17-я немецкая армия и румынские дивизии, отступая, закрепились в районе Севастополя. Фашистским войскам необходимо было время для обеспечения эвакуации морем. Кроме того, крымская группировка Вермахта, оттягивала на себя часть сил Красной армии, мешая развивать наступление в южном Причерноморье.

На подступах к Севастополю наши войска, подойдя к основному оборонительному рубежу противника, подготовились к решающему штурму. В полосе наступления, на направлении главного удара, возвышалась Сапун-гора. Крутой восточный склон, отвесные скалы до трех и более метров служили не только естественным препятствием. Они давали возможность противнику создать несколько ярусов оборонительных сооружений, мощных долговременных укреплений и опорных пунктов. К началу мая 1944 года здесь было построено четыре линии траншей, расположенных от основания до гребня горы. Кроме густой сети траншей и проволочных заграждений, на склоне Сапун-горы было оборудовано значительное количество ДОТов, ДЗОТов и блиндажей. Долина у подножия горы была заминирована. Утром 7 мая 1944 года войска 51-й и Приморской армий начали совместный штурм укрепленных позиций противника. Части Красной армии перешли в наступление сразу на всём 15-километровом участке фронта — от побережья Чёрного моря под Балаклавой до восточного склона горы Сахарная Головка, недалеко от Инкермана. Самые напряженные бои развернулись на склоне Сапун-горы, а также на склонах высот Безымянной и Горной, севернее Балаклавы. Враг яростно сопротивлялся. Но наступательный порыв наших пехотинцев и артиллеристов, моряков и летчиков, танкистов и саперов был неудержимым. Сквозь огненный шквал пробивались наши части к вершине горы. Ценой своей жизни бойцы и матросы отвоевывали траншею за траншеей. Каждый шаг солдата, идущего на штурм, был подвигом.

После взятия Сапун-горы и высот, расположенных вдоль побережья к северу от Балаклавы, путь на Севастополь с восточного и юго-восточного направлений был открыт. 9 мая Севастополь был полностью освобождён от фашистских захватчиков. 12 мая были уничтожены последние немецкие войска, отступившие на мыс Херсонес. Завершился полный разгром вражеских войск в Крыму. Москва салютовала в честь доблестных освободителей Севастополя залпами из 324 орудий.

Диорама

В 1958 году заслуженный деятель искусств РСФСР, член Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Пётр Тарасович Мальцев написал батальное полотно «Штурм Сапун-горы». Картина получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. В 1959 году, на основе этой картины, художник создал крупнейшую современную диораму — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с П.Т. Мальцевым работали также художники Г. Марченко и Н. Присекин. По проекту архитектора В. Петропавловского было сооружено здание диорамы и выполнено его техническое оборудование. Диорама на Сапун-горе была открыта 4 ноября 1959 года. Кстати, за прошедшие годы диораму увидели почти 30 миллионов посетителей.

На живописном полотне длиной в 25 метров и высотой в 5,5 метра воспроизведен момент наибольшего боевого напряжения во время прорыва войсками 51-й и Приморской армий основного оборонительного рубежа фашистских укреплений. Это было вечером 7 мая 1944 года.

По всей равнине до берега моря, под прикрытием сильного артиллерийского огня и бомбоштурмовых ударов авиации, на передний рубеж вражеской обороны устремился сквозь лес разрывов танковый поток. За танками атакует пехота. В воздухе разгорелись бои истребителей. Эскадрильи наших бомбардировщиков летят бомбить укрепления в глубине вражеской обороны. На море наши катера и морская авиация наносят уничтожающие удары по кораблям противника. На переднем плане живописного полотна диорамы видно, как штурмовые группы и стрелковые подразделения с боем преодолевают вражеские укрепления перед гребнем Сапун-горы. Здесь запечатлен целый ряд достоверных эпизодов штурма. Зритель видит легендарных героев освобождения Севастополя, в образах которых художник стремился не только сохранить портретное сходство, но и передать состояние исключительного психологического напряжения в этот решающий период битвы. Слева виден комсорг батальона Федор Комиссаров, который ведет бойцов на штурм вражеской батареи. Он возглавил роту после гибели командира. Ближе к зрителю расположена 45-миллиметровая противотанковая пушка, которая прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка, втянутая на руках воинов к самой вершине Сапун-горы, прошла с победными боями от Сталинграда до Севастополя. Командир орудия комсомолец Н. Галицын, несмотря на тяжелое ранение, остался на своем посту. Орудие наводит бывалый воин, таджик А. Санонов. Метким огнем из станкового пулемета разит гитлеровцев отважный солдат Кузьма Москаленко. Молодой боец — комсомолец Петухов подносит ему коробки с пулеметными лентами. Тут же храбрый снайпер Н. Морятов берет на прицел гитлеровского офицера, пытавшегося поднять гитлеровцев в контратаку. В перывых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору медицинская сестра комсомолка Евгения Дерюгина. Под ураганным огнем она оказывала первую помощь раненым. Художник сохранил портретное сходство медсестры Дерюгиной и в то же время сумел обобщить в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии. На крышу разрушенного артиллерией вражеского дота прорвались наши разведчики. Впереди с автоматом — командир разведроты лейтенант Михаил Головня. Рядом с пулеметом — бесстрашный разведчик Николай Гунько.Фрагмент Диорамы. Пулемётчик Москаленко, медсестра Дерюгина, лейтенант Головня. Отважный советский воин, гвардии рядовой Ашот Маркарян телом прикрыл от вражеской пули своего боевого командира. На картине запечатлен и бессмертный подвиг сапера старшего сержанта Федора Скорятина. Он подорвал проволочное заграждение и ценой своей жизни дал возможность нашим бойцам продвигаться вперед. С гранатой в руках атакует вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Тяжело раненный солдат не покинул поля боя и одним из первых прорвался на вершину Сапун-горы. Он был вместе с теми, кто поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За мужество, проявленное в боях, Илья Поликахин удостоин звания Героя Советского Союза. Правее, рядовой Иван Яцуненко подхватил знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты старшего сержанта Евгения Смелковича. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный штурмовой стяг и одним из первых водрузил его на гребне Сапун-горы, за что так же был удостоен звания Героя Советского Союза.

Фрагмент Диорамы. Илья Поликахин с гранатой, знаменосец Иван Яцуненко.

В первых рядах вместе с пехотинцами штурмуют врага моряки — отважные защитники Севастополя в 1941-1942 годах. Перед входом в блиндаж они смело вступают в рукопашную схватку, расчищая путь нашим армейским частям.

В глубине полотна видно, как к амбразуре вражеского дота, расположенного на гребне высоты, на которой действуют наши огнеметчики, бросается лейтенант М. Дзигунский. Он закрыл телом амбразуру и помог своему взводу взять последний опорный пункт.

Ближе к зрителю, старший лейтенант В. Жуков с пистолетом в руке ведет свою роту на штурм последних фашистских укреплений перед гребнем Сапун-горы. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою В. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь же видно, как автоматчики из полка К. Яковлева дружным огнем и гранатами ликвидируют попытку вражеской контратаки.

Восьмиметровое расстояние от полотна до смотровой площадки заполняет предметный план. Он усиливает впечатление реальности изображенных событий. Здесь воспроизведена каменистая поверхность склона Сапун-горы, изрытая снарядами и бомбовыми воронками, сооружены натуральной величины вражеские траншеи и ходы сообщения, проволочное заграждение. На натуральном плане запечатлены подлинные эпизоды рукопашной схватки во вражеском блиндаже, показано, как сдаются в плен фашистские солдаты, захваченные в укрытии. В предметный план вмонтированы и сохраняются как священная реликвия камни Сапун-горы, политые кровью советских воинов. В монументальной диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» увековечены подвиги наших славных воинов, а на белокаменном памятнике Славы, что высится на горе, написаны их имена. И каждый, кто приходит сюда, в почтении склоняет голову перед памятью героев, в суровом бою отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Диорама на Сапун-горе не только одно из самых крупных произведений искусства панорамной живописи. Это мощный источник высоких патриотических чувств — великолепный художественный памятник героическим событиям, которые навсегда останутся в памяти народа.

Сапун-гора. Что посмотреть

После осмотра диорамы и экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя (здесь собраны документы, карты, оружие, личные вещи защитников и освободителей Севастополя) зрители могут с наружной смотровой площадки видеть сегодняшнюю мирную панораму — цветущую долину с садами и виноградниками на местах былых горячих боев. На площадках вокруг здания диорамы представлена различная боевая техника времён Великой Отечественной войны.

Здание Диорамы и экспозиция бронетанковой техники.

Итак, что же еще можно (и нужно) осмотреть на Сапун-горе.

  • Мемориал Славы и Вечный огонь;
  • Памятник воинам 51-й армии;
  • Экспозиция, посвящённая ВМФ СССР: корабельные орудия, орудия береговой обороны, различное морское оборудование;
  • Торпедный катер типа «Комсомолец» Черноморского флота;
  • Экспозиция артиллерии Красной армии;
  • Экспозиция бронетанковой техники — танки и самоходные орудия;
  • Фрагмент немецкой линии обороны (ниже смотровой площадки): трофейные пушки, остатки окопов, дотов и блиндажей, часть из них реконструирована;
  • Храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году.

Ну и конечно смотровая площадка у здания диорамы. Отсюда открывается прекрасный вид на Балаклавскую долину, Федюхины высоты и начало Главной гряды Крымских гор.

Вид со смотровой площадки. На переднем плане — реконструкция немецких укреплений.

Информация о работе мемориального комплекса «Штурм Сапун-горы»

Адрес Диорамы

Севастополь, Ялтинское шоссе, Сапун-гора. Телефон: +7(8692) 63 4070. Проезд: автобусы № 32, 71, 107 до остановки «Диорама».

Режим работы

Январь — июнь: с 9.00 до 17.00, кроме понедельника; Июль — август: с 9.00 до 17.30, ежедневно; Сентябрь — декабрь: с 9.30 до 17.00, кроме понедельника.

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы Диорамы.

Официальный сайт.

Диорама «Штурм Сапун-Горы» на карте.

В статье использована информация из очерка Г. В. Терновского

Георгий Владимирович Терновский – видный военачальник, участник Великой Отечественной войны, ветеран советского военно-морского флота. На флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Севастопольское военно-морское училище. С первых войны на фронте. Был одним из руководителей морской обороны Одессы. Участник советско-японской войны 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану 3-го ранга Терновскому Георгию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза. Как известный военный историк, Георгий Владимирович Терновский участвовал в восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя». При создании диорамы «Штурм Сапун-горы» Георгий Владимирович был одним из главных военных консультантов. Г. В. Терновский награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, различными медалями. Похоронен на Преображенском воинском кладбище в Москве. Фотографии Диорамы — Севастопольский информационный портал. Заглавная фотография — Ф. М. Коган.

Другие материалы о Севастополе

Изучите путеводитель по панораме «Оборона Севастополя» — описание событий, кто и где изображён на картине.

Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – самый посещаемый объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Исторической основой создания панорамы послужили события 349-дневной обороны города в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. между Россией и созданным против неё военным союзом, куда входили Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия). С осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились в Крыму с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Оборона города продолжалась с 13 (25) сентября 1854 г. до 27 августа (8 сентября) 1855 г. За это время неприятель предпринял шесть бомбардировок города и два штурма. Стойкость защитников Севастополя потрясла весь мир. Город по праву называли «Русской Троей».

50-летие обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. широко отмечалось в Российской империи. Был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны под председательством великого князя Александра Михайловича. В 1901 г. Комитет принял решение о создании Панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев. Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил художник Ф.А Рубо, основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи.

В ходе подготовительных работ по созданию панорамы в 1901 – 1902 гг. Ф. Рубо. приезжал в Севастополь. Он посещал места расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками событий, написал около 50 этюдов.

Сюжетом для Панорамы художник избрал день отражения защитниками штурма Малахова кургана и Корабельной стороны 6 (18) июня 1855 г.

В начале января 1902 г. эскиз картины был представлен в Зимнем дворце для знакомства и утверждения. Последующая работа велась в Мюнхене в специально построенном павильоне. Писать Панораму Ф. Рубо помогали художники Л. Шенхен, О. Мерте и К. Фрош и 20 студентов Баварской Академии художеств.

Здание Панорамы решили возвести на Историческом бульваре, бывшем 4 бастионе. В августе 1904 г. картина и детали предметного плана были доставлены в Севастополь. 14/(27) мая 1905 г. Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта.

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. работа Панорамы не прекратилась. Она «сражалась» за город вместе с его защитниками. 25 июня 1942 г. во время налета фашистской авиации и артиллерийского обстрела здание Панорамы загорелось. При спасении художественное полотно разрезали на части. Удалось спасти 86 фрагментов – 2/3 картины, на лидере эсминцев «Ташкент» их вывезли в Новороссийск, впоследствии доставили в Новосибирск и Москву.

Распоряжением Совета Министров СССР № 17070 от 24 октября 1950 г. принято решение о воссоздании Панорамы Ф.А. Рубо к 100-летию обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.

Спасенные фрагменты стали основой для работы коллектива художников под руководством академиков, действительных членов Академии художеств СССР В.Н. Яковлева и П.П. Соколова-Скаля. Панорама, получившая название «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», открылась 16 октября 1954 г. в здании, восстановленном по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

Севастопольская Панорама – одна из самых известных среди 60-ти панорам мира. С 1954 г. ее посетило более 39 миллионов человек. Цифры эти – свидетельство огромного интереса к истории страны, ее героическому прошлому, к панорамному искусству.

Экспозиционный зал Панорамы

На первом этаже здания Панорамы размещена экспозиция «Панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу».

В витринах, которые стилизованы под бортовую обшивку парусного корабля XIX в., размещены экспонаты, посвящённые Крымской войне 1853–1856 гг. и её главному событию – 349-дневной обороне Севастополя. На карте Европы обозначены страны-участницы Крымской войны, на литографиях – виды Севастополя середины XIX в., эпизоды морских и сухопутных сражений, оборонительные укрепления города.

Первый раздел экспозиции даёт представление о ходе севастопольской обороны, особенностях её организации, итогах. Здесь представлены портреты, личные вещи и документы, оружие, награды участников обороны, диорама «Подземно-минная война в Севастополе» (художники Б.Н. Беляев и В.И. Гранди).

Следующие разделы посвящены созданию и воссозданию севастопольской Панорамы. Музейные реликвии начала прошлого века рассказывают о работе Ф. Рубо над живописным полотном, о строительстве для Панорамы специального здания на Историческом бульваре, ее судьбе в период Великой Отечественной войны.

В экспозиции представлены одиннадцать этюдов, зарисовки с натуры и эскизы, выполненные Ф.А. Рубо в качестве подготовительного материала к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.», два спасенных фрагмента панорамы.

Произведения изобразительного искусства, документы, фотографии раскрывают этапы воссоздания Панорамы в 1951–1954 гг., знакомят с художниками, принимавшими участие в этой работе.

Винтовая лестница ведёт из экспозиционного зала на смотровую площадку Панорамы.

Смотровая площадка

По замыслу автора Ф.А. Рубо, смотровая площадка панорамы – вершина Малахова кургана в день первого штурма Севастополя 6(18) июня 1855 г. Во время обороны Малахов курган был ключевой позицией на подступах к Севастополю. Здесь в день первого штурма неприятель наносил главный удар. Начальник инженерных войск французской армии генерал Ниэль отмечал: » …овладение Малаховым курганом вскоре повлекло бы за собой сдачу всей крепости». Курган штурмовали 11 тысяч французов против 5 тысяч защитников.

Панорамная форма картины позволяет показать происходящие одновременно на большом пространстве эпизоды с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). Основу композиции панорамы составляют батальные сцены. На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов, генерал С.А. Хрулев и другие.

Автор продумал композицию таким образом, чтобы показать все этапы штурма города и оборонительного боя за Малахов курган. Сначала зритель видит происходящее в тыловой части Малахова кургана и на подступах к нему. Затем, перемещаясь по смотровой площадке вправо, постепенно приближается к кульминации сражения – рукопашной схватке с французами на батарее Жерве. 6 июня 1855 г произошло первое серьезное поражение французско-английской армии.

По мастерству исполнения, художественной правдивости и исторической точности изображения севастопольская панорама является одним из лучших произведений этого вида искусства.

Виртуальный тур

  • Кольцевая галерея (Вид2)

  • Экспозиционный зал (Вид 4)

  • Смотровая площадка (Вид 3)

  • Экспозиционный зал (Вид 11)

  • Кольцевая галерея (Вид3)

Оставьте комментарий