Дворец ирода великого

История Иродиона

Вид сверху Нижний Иродион

Иродион был построен в 23—20 годах до нашей эры на том месте, где Ирод, тогда ещё претендент на престол, выиграл битву у войска Маттатии Антигона, вынудившего бежать его из Иерусалима. Крепость находилась на насыпной горе, похожей на вулкан, и состояла из двух частей: верхнего и нижнего Иродиона. На момент завершения постройки высота сооружения составляла 7-8 этажей современного здания.

На вершине рукотворной горы находился дворец (верхний Иродион), а у её подножия располагался дворцовый корпус для приближённых лиц, бассейн, терма.

Ирод очень гордился своим творением, хотя бывал в нём нечасто, предпочитая Кесарию.

После свержения сына Ирода Архелая (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 году — к евреям во время великого восстания против римлян. Повстанцы воздвигли в Иродионе синагогу и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.

До 132—135 годов Иродион был заброшен, пока не был занят участниками восстания Бар Кохбы. Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до византийского периода (V—VII века), когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов-отшельников, которые построили здесь три церкви из камней древних сооружений.

Позже из этих же камней в круге строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII веке место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.

В данный момент Иродион является археологическим объектом, куда регулярно организуются туристическиие экскурсии рядом организаций.

Археологические раскопки

Банный комплекс нижнего Иродиона

Впервые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962—1967 годах иерусалимскими монахами-францисканцами под руководством В. Корбо. Никаких сенсационных находок они не сделали, либо не посчитали нужным их обнародовать.

Позже раскопки в нижнем Иродионе проводились археологом Эхудом Нецером с 1972 по 1988 год под эгидой Еврейского университета. За это время была обнаружена система тайных фортификаций периода восстания Бар-Кохбы, с туннелями и лазами для внезапных атак. Также археологи раскопали остатки центрального сооружения Иродиона — круглого здания с башнями, баню. Были раскопаны подземные резервуары для воды.

С февраля 1997 года раскопки на Иродионе возобновились. Их вновь возглавил Эхуд Нецер. Он прямо обозначил цель экспедиции — поиски могилы Ирода Великого. Раскопки продолжались 10 лет, и, наконец, в 2007 году археолог сообщил общественности об обнаружении могилы царя Ирода. В общей сложности Нецер искал эту могилу в течение 35 лет. Археологи, впрочем, не обнаружили в могиле ни надписей, ни золотой короны, скипетра и драгоценностей, которые были положены в саркофаг при погребении. Найдены каменные обломки трёх саркофагов и разрозненные малочисленные человеческие останки.

25 октября 2010 года, во время рабочего визита на Иродион, профессор Эхуд Нецер получил тяжёлые ранения в результате падения в районе театра, и, спустя три дня, скончался от полученных в результате несчастного случая травм.

Экспедиция на Иродионе продолжает свою работу по сей день, под совместным руководствос Р. Пората, Я. Кальмана и Р. Чачис. В результате работ раскопан вход во дворец, продолжается реставрация театра и фресок.

Могила Ирода

По версии знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия именно в этой крепости завещал похоронить себя Ирод. Якобы так и поступили.

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх неё — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода.»

Местонахождение могилы Ирода — одна из загадок современной археологии. Иродион — лишь одно из предполагаемых мест захоронения легендарного правителя. Несмотря на громкое заявление Эхуда Нецера, ряд скептиков все ещё сомневается в том, что загадка решена, ведь в могиле не было найдено письменных свидетельств, генный анализ остатков также не проводился.

Фактически, археологи нашли лишь элементы сильно повреждённого мавзолея. «Скорее всего, это дело рук еврейских мятежников, контролировавших Иродион во время двух восстаний против Рима, — заявляет профессор Нецер. — Акт вандализма произошел приблизительно в 66—72 годах нашей эры. Повстанцы славились особой ненавистью ко всему, что было связано с Иродом».

Под слоем грунта и каменной осыпи хорошо сохранился один из углов основания мавзолея. У его подножия археологи обнаружили остатки разбитого вдребезги саркофага. Его длина — два с половиной метра, сечение квадратное. Верхняя часть гроба треугольной формы. Изготовлен он из розово-красного камня-известняка и украшен орнаментом. «Стилистически саркофаг, фрагменты мавзолея и орнамент полностью соответствуют иродианскому периоду», — утверждают участники раскопок. В многочисленных интервью Нецер настаивает на том, что сочетание таких факторов, как местоположение усыпальницы, характер украшения и фрагментов саркофага, однозначно указывает, что в данном месте был некогда захоронен именно Ирод Великий. Однако помимо этого не найдено ни одного артефакта, который имел бы прямое отношение к Ироду.

Кроме вышеупомянутого саркофага, были обнаружены обломки ещё двух саркофагов из белого камня, сходной формы. На одном из них вытесан орнамент в виде лавровых ветвей, второй саркофаг гладкий, без каких бы то ни было украшений.

Аптеры

Крепость (или форт) Кулес стоит на холме Палеокастро вблизи руин древней Аптеры, в 12 км к востоку от Ханьи, над деревней Калами. Крепость была построена в 1867 после критского восстания 1866 года, в рамках турецкой программы контроля территории Крита с помощью системы укрепленных башен (всего к 1868 году на Крите турки, руками болгарских и армянских строителей, построили 150 башен, несмотря на сопротивление и саботаж местных жителей). Поскольку «башня» по турецки – «кулес», то неясно, имела ли эта крепость какое-то собственное имя, или всегда именовалась просто «Башня в Аптере». Иногда, в основном в греческих источниках, встречается наименование этой крепости как «Кулес Субаси» (Κούλες του Σούμπαση, Крепость Сержанта), но объяснений этому названию я не нашел.

Крепость была построена по указанию турецкого губернатора Крита паши Хусейна Авни и представляет собой образец военной архитектуры 19 века. Она контролировала долину Вамоса, протянувшуюся до Ханьи. Вместе с другими башнями, построенными турками неподалеку от Вамоса, крепость была в состоянии контролировать залив Суда и оказывать поддержку форту Изеддин, построенной позднее неподалеку, ближе к берегу.

Хотя крепость имеет прямоугольную форму, у нее только две круглые угловые башни на южной стене, восточная и западная. Восточная башня была на связи с башнями в деревнях Каливес и Нио Хорио, а западная – с крепостью на островке Суда. Главный вход располагался на восточной стене крепости.

Северная стена, обращенная в сторону моря, имеет необычную полукруглую форму. На момент строительства Кулес была крупнейшим фортификационным сооружением турок на Крите. Крепость располагала всем необходимым для ведения военных действий. В ней размещались жилые помещения для рядового и офицерского состава, Когда в конце 19 века турки покинули Крит, в помещениях крепости расположилась школа деревни Мегала Хорафия (ныне Аптера).

Крепость Кулес сохранилась в прекрасном состоянии благодаря высокому качеству строительных работ и реставрации, проведенной в 2006-2010 гг.

Масада — старинное укрепление на вершине скалы не нуждалось в уж очень высоких стенах: со всех сторон она окружена отвесными склонами, а при взгляде вниз с этих скал просто дух захватывает. Вознесенная на вершину крепость осталась символом духа древнего народа, так и не покорившегося иноземным захватчикам. Действительно, взять крепость было практически невозможно, но римляне раскалывали и не такие твердыни, и для взятия Масады они построили столь мощный осадный вал, что он сохранился до наших дней.

ТРИ ГОДА ВЕЛИКОЙ ОСАДЫ

Тысячу с лишним дней Масаду обороняли восставшие против римлян сикарии. Здесь же погибли последние из них, предпочтя смерть позорному римскому рабству.

Крепость Масада занимает плоскую вершину отдельно стоящего небольшого плато, по форме напоми­нающую ромб. Отсюда открывается чудесный вид на восточную часть Иу­дейской пустыни и сверкающую под солнцем гладь Мертвого моря.

Точных сведений об истории по­ явления крепости Масада нет. Еврей­ский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 г.) писал, что своим появлением укрепление обяза­но Ионатану Хасмонею, возглавивше­ му в 161 г. до н. э. Маккавейское вос­стание. Однако есть предположение, что Флавий имел в виду Александра Янная (125 — 76 до н. э.), иудейского царя из династии Хасмонеев.

В 31 — 37 годах до н. э. иудейский царь Ирод I Великий (около 73 / 74 — 4 / 1 гг. до н. э.) захватил крепость в ходе борьбы за трон. Он снискал славу ве­ликого строителя, и Масада во време­ на его правления подверглась серьез­ной перестройке. Фортификационные сооружения были укреплены. Кроме того, по его велению здесь были воз­ ведены два роскошных дворца, вели­колепные термы и акведуки. Послед­ние были крайне необходимы, так как воду на вершине собирали в резер­вуары во время непродолжительного выпадения осадков. У Ирода было много врагов, а Масада представля­лась ему лучшим убежищем, так как казалась абсолютно неприступной. Вот почему Ирод построил здесь сокровищницу, где хранились немалые запасы царского золота.

Во время Иудейской войны 66 — 73 гг. Масада стала последним опло­том восставших против тирании Рима.

Когда в Иудею пришли римляне, они нашли Масаду и оставили в ней неболь­шой гарнизон, потому что для обороны крепости достаточно было всего лишь перекрыть пару троп, что вели на вер­ шину. В 66 году, в самом начале восстания против Рима, группа сикариев (наи­более радикальная иудейская груп­пировка борцов с римлянами) сумела захватить Масаду, выбив из нее слабый римский гарнизон.

Ситуация в войне с римлянами складывалась не в пользу иудеев, и последние сикарии нашли убежище в Масаде после разрушения второ­го храма в 70 году. Помещения крепости были столь обширны, что здесь обо­сновалась тысяча сикариев, оборудо­вавших синагогу и школу.

Наступил 72 год, а Масада все также оставалась единственным островком свободы в Иудее, что вынудило римлян прислать сюда 10-й легион под командованием прокуратора Флавия Сильвы. Римляне построили вокруг Масады око­ло десятка лагерей, связав их единым валом, что исключало прорыв блокады.

Однако надежда на то, что осаж­денные погибнут от голода и жаж­ды, не оправдалась: еды у сикариев оказалось в избытке, а воду они получали благодаря хитроумной системе водоснабжения.

Несколько месяцев простояли 5 тысяч римлян и 10 тысяч их союзников под стенами Масады, пока не реши­ли пойти по самому трудному пути: построить насыпь на западном скло­не. Только так можно было подвести к стенам осадные орудия, не способ­ные забросить камни и огонь от под­ножия плато на вершину.

Насыпь складывали под прикрыти­ем стрел и камней. Спустя семь меся­цев осады римляне подвели по насыпи осадную башню и с нее сумели поджечь внутренние постройки в крепости.

Видя всю безвыходность своего по­ложения, все сикарии, включая женщин и детей, предпочли покончить с собой, но не сдаться.

КРЕПОСТЬ, ПОЛНАЯ ЗАГАДОК

Не все тайны крепости Масада уже разгаданы. Так, некоторые археологи склонны считать, что никакого массового самоубийства иудеев в крепости никогда не было, а сама эта история является всего лишь народным преданием.

В наши дни крепость Масада — главный объект национального парка Масада, внесенного в Список Всемир­ного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Об истории Масады точных сведе­ний не сохранилось. Почти все, чем располагают исследователи, — это на­бор найденных в Масаде артефактов.

Полторы тысячи лет о Масаде не вспоминали: стратегической роли она уже не имела, а жить на вершине плато могли только самые фанатич­ные отшельники.

О Масаде вновь заговорили в пер­вой половине XIX века, когда до нее до­бралась англо-американская экспедиция. Основные раскопки были проведены в 1963 — 1965 годах. Самая цен­ная находка — 10 глиняных табличек­ остраконов с именами, по мнению археологов, использовавшиеся как жребий при совершении самоубий­ства защитниками Масады: последний оставшийся в живых должен был перед смертью поджечь крепость.

Были также обнаружены и раско­паны многочисленные сооружения в крепости, окруженной полутораки­лометровой толстой стеной с башня­ ми. Среди этих сооружений, от кото­рых остались лишь руины, — дворцы, оружейные склады, синагога и бани.

Когда же были обнаружены вы­резанные в скале резервуары для сбора и хранения дождевой воды, стало понятно, как защитникам кре­пости удавалось собирать и хранить долгое время чистую холодную воду. Иудеи построили открытые оштука­туренные каналы для отвода дожде­ вой воды из двух каньонов к западу от Масады в двенадцать водосборных цистерн, высеченных на северо-западном склоне горы двумя параллельными ря­дами (общая емкость — около 40 тысяч м2). Отсюда вода уже вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.

Поразительный факт: в прекрас­ном состоянии сохранилась насыпь, сделанная римлянами. Более того, по ней можно судить о древнерим­ских осадных технологиях: римляне насыпали поочередно слои камней и утрамбованной земли, перемежая их толстыми ветвями деревьев, слу­ живших своеобразной арматурой и придававших всему сооружению прочность.

Среди руин крепости были найде­ны останки 25 мужчин, женщин и де­тей. В 1969 году, спустя два года после победы Израиля в Шестидневной войне, они были захоронены с воин­скими почестями.

Несмотря на все эти находки, пря­мого археологического доказатель­ства трагедии, произошедшей в Маса­ де, пока еще не обнаружено.

На территории Масады сохранились руины византийского монастыря, из­вестные в археологии как лавра Марда. Известно, что здесь некогда находилась церковь, построенная святым ие­ромонахом Евфимием Великим (около 377 — 473 гг.), когда на смену Древнему Риму сюда пришла Византия. Просто­яв около века, она была разрушена, а на ее месте, во второй половине VI века, была построена другая церковь, от ко­торой остались одни развалины. Лавра ненадолго пережила церковь и также была разрушена около Vll веке.

Израильский город Арад находится ближе всего к Масаде, а дороги, что ве­дут от города к Мертвому морю, пред­ставляют собой извилистый горный серпантин — один из самых опасных в стране. Город еще очень молод: его основали в 1962 году уроженцы Израи­ля и выходцы из Аргентины, а сегодня более половины жителей города — вы­ходцы из стран бывшего СССР, работа­ющие в гостиницах курортов Мертвого моря.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

  • Крепость Масада (крепостная стена, башни, дворцы, синагога, оружейные склады, бани, водопровод);
  • Римская насыпь;
  • Византийский монастырь.

Культурные:

  • Национальный парк Масада;
  • Музей истории Масады;
  • Центр посетителей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Существует версия, что слово «масада» происходит от арамейского слова «мецад», что означает «укрепленное место».
По решению начальника Генштаба Армии обороны Израиля Моше Даяна (1915 — 1981 гг.) в Израиле некоторое время солдаты ЦАХАЛ приносили присягу в стенах древней крепости Масада, произнося сим­волические слова клятвы «Масада не падет вновь!» — зто строка из поэмы израильского поэта Ицхака Ламдана. В настоящее время эта церемония перенесена в Латрун, в 30 км к востоку от Тель-Авива.
В 1981 г. советский эмигрант-режиссер Борис Сагал снял четырехсерийный телесе­риал «Масада». Съемки проходили на месте событий — у подножия Масады. У западной стены плато стоят несколько осадных ору­дий древних римлян — реплики (реконструк­ции), выполненные мастерами Голливуда для съемок фильма о Масаде и оставленные тут же в качестве дара гражданам Израиля.
Археологи, утверждающие, что Иосиф Флавий дал неверное и, возможно, выду­манное описание Масады, в качестве под­тверждения приводят тот факт, что древний историк назвал один дворец в Масаде, хотя на самом деле их было два. Кроме того, на момент взятия Масады Иосиф Флавий уже давно находился в Риме.
По словам Иосифа Флавия, от смерти в Масаде спаслись только одна старуха и некая сообразительная женщина с пятью детьми , спрятавшаяся , когда отправилась набрать воду из подземного резервуара. Именно она и поведала римлянам о том, что произошло в Масаде.
Одно из семян фиников, найденных при раскопках в Масаде, проросло в 2005 г., к 2008 г. пальма уже была высотой 1,2 м, а сейчас выше 2,5 м.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: возле юго-западного побережья Мертвого моря.
Административная принадлежность: Южный округ, Израиль.
Официальный статус: объект национального парка
Масада в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые постройки: 30-е гг. до н. э.
Ближайший город: Арад (Израиль) — 23 400 чел. (2009 г.).
Язык: иврит.
Религия: иудаизм.
Денежная единица: новый шекель.
Климат: сухой климат пустынь и полупустынь.
Средняя температура января: +11С.
Средняя температура июля: +26,5С.
Среднегодовое количество осадков: 100 мм.
Относительная влажность воздуха: 50%.
Длина плато: около 550 м.
Ширина плато: 270 м.
Длина крепостной стены: 1400 м.
Толщина крепостной стены: около 4 м.
Количество башен: 37.
Высота над уровнем Мертвого моря: 450 м.
Удаленность: 20 км к востоку от города Арад. Масада — крепость царя Ирода на карте

История Иродиона

Иродион был построен в 23—20 гг. до н. э. на том месте, где Ирод, тогда еще претендент на престол, выиграл битву у войска Мирьям Хасмонейской, вынудившей бежать его из Иерусалима. Крепость находилась на насыпной горе, похожей на вулкан и состояла из двух частей: верхнего и нижнего Иродиона. На момент постройки высота сооружения составляла 8 этажей современного здания.

На вершине рукотворной горы находился дворец (верхний Иродион), а у ее подножия располагались многочисленные дворцовые корпуса для членов королевской семьи.

Ирод очень гордился своим творением, хотя бывал в нем нечасто, предпочитая Кесарию.

После свержения сына Ирода Архелая (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 г. — к евреям во время великого восстания против римлян. Повстанцы воздвигли в Иродионе синагогу и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.

До 132—135 гг. Иродион был заброшен, пока не был занят участниками восстания Бар-Кохбы. Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до византийского периода (V—VII вв.), когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили здесь три церкви из камней древних сооружений.

Позже из этих же камней в округе строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII в. место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках несколько десятков лет тому назад.

Археологические раскопки

Впервые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962—67 гг. иерусалимскими монахами-францисканцами под руководством В. Корбо. Никаких сенсационных находок они не сделали, либо не посчитали нужным их обнародовать.

Позже раскопки в нижнем Иродионе проводились археологом Эхудом Нецером с 1972 по 1988 гг. по заказу Еврейского университета. За это время была обнаружена система тайных фортификаций с водяными ямами, туннелями и лазами для внезапных атак, свидетельствовавшая о большом мастерстве строителей. Также археологи раскопали вход во дворец, остатки центрального сооружения Иродиона — круглого здания с башнями, римские бани.

С февраля 1997 г. раскопки на Иродионе возобновились. Их вновь возглавил Эхуд Нецер. Он прямо обозначил цель экспедиции — поиски могилы Ирода I. Раскопки продолжались 10 лет, и, наконец, в 2007 г. археолог сообщил общественности о «совершенно выдающемся событии»: его группе удалось обнаружить могилу царя Ирода.

В общей сложности Нецер искал эту могилу в течение 35 лет. Археологи, впрочем, не обнаружили в могиле ни человеческих останков, ни золотой короны, скипетра и драгоценностей, которые были положены в саркофаг при погребении. Найдены лишь каменные обломки саркофага, украшенные царским гербом.

>Могила Ирода

По версии знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия именно в этой крепости завещал похоронить себя Ирод:

Гробница Ирода

Местонахождение могилы Ирода — одна из загадок современной археологии. Иродион — лишь одно из предполагаемых мест захоронения легендарного правителя. Несмотря на громкое заявление Эхуда Нецера, ряд скептиков все еще сомневается в том, что загадка решена, ведь в могиле не было найдено письменных свидетельств, генный анализ остатков также не проводился.

Фактически, археологи нашли лишь элементы сильно поврежденного мавзолея. «Скорее всего, это дело рук еврейских мятежников, контролировавших Иродион во время двух восстаний против Рима, — заявляет профессор Нецер. — Акт вандализма произошел приблизительно в 66—72 гг. нашей эры. Повстанцы славились особой ненавистью ко всему, что было связано с Иродом».

«Восточная могила», так археологи называли в ходе работ место захоронения, включала в себя два монументальных строения и большой ритуальный бассейн.

Под слоем песчаного грунта хорошо сохранилась одна из трибун мавзолея. У ее подножия археологи обнаружили остатки разбитого вдребезги саркофага. Его длина — два с половиной метра. Верхняя часть гроба треугольной формы. Изготовлен он из иерусалимского камня-известняка и украшен орнаментом. «Стилистически саркофаг, фрагменты мавзолея и орнамент полностью соответствуют иродианскому периоду», — утверждают участники раскопок.

В многочисленных интервью Нецер настаивает на том, что сочетание таких факторов, как местоположение усыпальницы, характер украшения и фрагментов саркофага, однозначно указывает, что в данном месте был некогда захоронен именно Ирод I.

Однако помимо этого не найдено ни одного артефакта, который имел бы прямое отношение к Ироду.

Оставьте комментарий