Эквивалент счастья краткое содержание

История

Филипп IV в коричневом и серебре. 1631. Диего Веласкес

Этот предмет гардероба появился первым у арабов. Во время их войн с испанцами в XIII—XIV веках с искусством вязки чулок познакомилась и Европа. До того времени европейцы обматывали ноги ноговицами из кожи или ткани.

В 1589 году безработный англичанин по имени Лий, жена которого зарабатывала на жизнь вязкой чулок, создал первый вязальный станок для этого. Чулки, сделанные на станке, начинают составлять конкуренцию модным в те времена чулкам из шёлка и бархата. При Людовике XIV получили популярность светло-синие и красные чулки. У последовательниц маркизы де Помпадур в моде были чулки кружевные, стоимость которых приближалась к годовому доходу среднестатистического дворянина. В XVI веке в Испании вновь вошли в моду тонкие дорогие чулки, связанные вручную. Так, английский король Генрих VIII однажды получил из Испании одну пару таких чулок в качестве дорогого подарка. Кроме того в Венеции даже существовали «Барства Чулка» (Compagnie della Calza), где состояли важные участники культурной жизни Венецианской Республики XV-XVI веков. Представители этих обществ отличались нарядно декорированной одеждой, а также чулками разных цветов, которые и являлись отличительной чертой каждого объединения. Чулки Компаньонов могли быть и в полоску, и в клетку, они часто были украшены нашивками или даже драгоценными камнями.

XX век

Девушка в чулках, США, 1922 годMalmö Strumpfabrik 1954.

После того как многие столетия длинные платья скрывали женские ноги, мода после первой мировой войны открыла их и очень скоро превратила в фетиш. Шёлковые чулки телесного цвета сделали их ещё более искусительными (до этого в ходу были чёрные, белые, коричневые или в поперечную полоску). Хотя сам искусственный шёлк научились изготавливать ещё в 1890 году, чулки из него начинают выпускать только к 1910 годам. Теперь на рынке были представлены не только хлопковые, фильдекосовые и шёлковые чулки, но и чулки из вискозы. Такие чулки стоили как минимум в два раза меньше самой дешёвой модели чулок, изготовленных из натурального шёлка, не говоря уже о более дорогих дизайнерских чулках, цена которых доходила до $9. Такое нововведение как укреплённый мысок и пятка с использованием фильдекоса перерастает в дизайнерское решение, известное как «французская пяточка», которая стала эксклюзивной разработкой крупного производителя чулочной продукции Emery-Beers Company и была реализована в новой коллекции чулок «Onyx» 1911 года. А спустя некоторое время компания, выпускающая чулки под торговым названием «Phoenix», анонсирует модель с «гаванской пяточкой», аналогом «французской пяточки» компании Emery-Beers Company.

В начале XX века цветные чулки пользовались особым спросом. Многие женщины того времени предпочитали носить чулочную продукцию в тон платья. В многочисленных магазинах предлагаются чулки тёмно-синего, зелёного, жёлтого, пурпурно-красного, кофейного, молочного и других цветов и оттенков. Ещё большей популярностью пользовались чулки пастельных тонов с рисунком. К примеру, с овальными орнаментами, которые предлагались по более высокой цене. Чулки, вышитые вручную цветами и горошком, вопреки ожиданиям, стоили дешевле. На рынке появились новые дизайнерские модели чулок с изображением мышей, змей и ящериц, а также клетчатые и полосатые.

Внедрение нейлона в 1939 году химической компанией DuPont вызвало высокий спрос на чулки в Соединенных Штатах — в первый день продаж было выкуплено 4 миллиона пар. Нейлоновые чулки были дешевыми, прочными и чистыми по сравнению с их хлопчатобумажными и шелковыми аналогами. Когда США вошли во Вторую мировую войну, компания DuPont прекратила производство нейлоновых чулок и переоборудовала свои заводы для производства парашютов, кабелей для самолетов и веревки. В связи с этим в военные и послевоенные годы женщины рисовали карандашом для бровей на ногах прямые линии, имитирующие швы на чулках. В конце войны DuPont объявила, что компания вернется к производству чулок, но не сможет сразу же удовлетворить весь спрос. Это привело к серии беспорядков в американских магазинах, известных как «нейлоновые бунты», пока DuPont не смогла увеличить производство.

В 1950-е DuPont годы развернула массовое производство нейлоновых чулок для женщин. В рекламе тех лет о нейлоне говорилось, что он имеет «прочность стали и тонкость паутины». Впервые нейлоновые чулки поступили в продажу в несколько магазинов небольшого городка Уилмингтон, за новинкой покупательницы приезжали даже из Нью-Йорка, вставая в длинные очереди. За первый год было продано 64 миллиона пар. Не останавливаясь на достигнутом, фирма DuPont в 1959 году выпустила эластичное волокно спандекс, получившее известность под торговой маркой лайкра.

Современный женский пояс для чулок

В целях предотвращения сползания по ноге чулки носились с подвязками из ленты или тесьмы вокруг ноги или специальным поясом для чулок, к которому они крепились на шнурках или резинках с застёжками. Эта мода нашла своё отражение, в частности, в названии ордена Подвязки. У современных женских чулок, как правило, фиксация по ноге достигается за счёт наличия эластичного плетения (резинок) по верху изделия.

В то же время чулки как особый вид одёжных изделий используются в различных вариантах специальной и защитной одежды (костюмы химической, биологической защиты и т. д.).

Как специфически женский предмет одежды чулки стали распространённым объектом сексуального фетишизма.

> См. также

  • Пояс для чулок
  • Синий чулок
  • Колготки
  • Мужские колготки

Примечания

  1. G. Lieberman & Sons, Men’s stockings
  2. 1 2 Не снимая чулок…. // The New Times, 02.06.2008
  3. «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» Джентиле Беллини: опыт смысловой интерпретации
  4. 1 2 Handley, Susannah. Nylon: The Story of a Fashion Revolution. — Johns Hopkins Univ. Press, 1999. — P. 48. — ISBN 0-8018-6325-2.
  5. Почему появилась мода на бритые женские ноги

(курсивом выделено историческое бельё)

Верхние сорочки

Нижние сорочки

Нижние штаны

Трусы

Чулочно-носочные изделия

Полное тело

Другое

Межрегиональный конкурс-тренинг «Лучший мастер-класс по использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Автор

Хребтищева Елена Юрьевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»

Название материала

Что такое счастье, кто про это знает? (Урок литературы по изучению рассказа И. Курамшиной «Эквивалент счастья» в 5 классе)

Класс (возраст)

5 класс

Учебный предмет

литература

Приём «Чтение с остановками»

Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема — найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки — своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую — совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия — вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия — осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия — рефлексия. Заключительная беседа.

На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.

  • Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
  • Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Некоторые учителя просят детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовал слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк.
  • Теперь – самое интересное. Вы, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяете в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаем, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».

Ученики записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

  • После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков и ответ», «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут», «На обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося в русле изучения того или иного учебного предмета.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

  1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
  2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
  3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
  4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые — красным.
  5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Из опыта работы:

Что такое счастье, кто про это знает? (Урок литературы по изучению рассказа И. Курамшиной «Эквивалент счастья» в 5 классе)

I. Вызов

1. Опора на личный опыт учащихся

Эпиграф:

«Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука».( Марк Твен)

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

— Как счастье может стучаться, а мы этого не слышим?

— Встречались ли вам в жизни слышать, что счастье было так близко, но его упустили?

2. Прогнозирование

Произведение И.Курамшиной, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Эквивалент счастья». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Кто знаком со словом «эквивалент»?

(Прием «Корзина идей»):

1. Обучающиеся по очереди называют какое-то одно предположение, при этом не повторяя ранее сказанное.

2. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев)

3. На стадии рефлексии происходит возврат к корзине с целью анализа предположений).

После обсуждения перелистывает толковый словарь Ожегова и находим:

Эквивалент – «Нечто равноценное, равнозначащее, равносильное другому, полностью заменяющее его».

— Это то же, что и счастье, его замена. А что же может заменить счастье?

II. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

1. Учитель читает начало рассказа: «- Пап, ты ведь от своих слов не откажешься? Нет? – Димка пытливо заглядывал отцу в глаза, а тот стыдливо отводил их в сторону, прикрываясь «Советским спортом». – Я, правда, могу любое желание загадать? В самом деле? Любое-любое?».

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки (прием «Дерево предсказаний»)

— Какое желание может быть у мальчика?

2. Слушаем текст далее: «…»Угораздило же меня ляпнуть… Сейчас точно – начнет собаку просить. Ну, кто, кто меня за язык-то тянул. «Семён Семёныч!» Эх…» — Егор стоически молчал в надежде, что сыну надоест игра в безответные вопросы, и он перекинется на мать, но Димка был сегодня прилипчивее банного листа. Пришлось отложить газету и включиться в разговор:

— Да, любое. В принципе мы с мамой готовы к любым… неожиданностям.
— Уррааааааа! – Димка победно сделал боксерский хук в воздух и, продолжая возбужденно горланить, начал носиться по комнате. – У меня будет собака! Самая настоящая собака! Мой друг! Я буду гулять с ним, и кормить его стану, и ухаживать за ним. И он будет самый красивый, и самый умный, и самый лучший на свете. Правда, пап?
«А куда мы денемся? – Егор утвердительно кивнул головой. — Знал бы ты сколько мать пришлось уламывать…»
На Димкины вопли из кабинета прибежала встревоженная супруга, а со стороны кухни появилась испуганная домработница Наташа.
Егор подмигнул жене, кивнул Наташе и веско, как он умел это делать на совещаниях, произнес:
— Итак, Дмитрий изложит нам свое желание, и мы сообща должны принять окончательное решение по его выполнению. – Он подождал, пока женщины усядутся, и обратился к сыну. — Ну, давай, говори.
Но Димка неожиданно сорвался с места и со словами «я сейчас» выбежал из комнаты.
«Куда это он?» — удивленно спросил глазами супругу Егор, на что Лиза молча пожала плечами.
— За каталогом он побежал, — подала голос Наташа, – в котором все породы собак.»

Вопросы для обсуждения:

— Оправдался ли наш прогноз?

— Как вы думаете, почему до сих пор собаки у мальчика не было?

— Как вы считаете, что будет дальше?(будут выбирать породу собак)

(прием «Толстые и тонкие вопросы»):

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

Какая?

Где?

3. Следующая остановка после слов: «Положение спас Димка, вернувшийся действительно с каталогом. Он раскрыл его на странице с закладкой и бережно положил отцу на колени. Лиза присела рядом с мужем, с другой стороны на диван примостилась домработница. Втроем они уткнулись в книгу, а Дима с видом победителя взирал на них.
Первым подал голос отец, оторвавшись от чтения и разглядывания фотографий:
— Тебе точно нравится эта порода, сынок? – Было заметно, что Егор нервничает, пальцы точно намертво прилипли к пуговице рубашки и крутили, крутили, крутили несчастную.
— Пап, тебе не нравятся ньюфаундленды? – спросил разочарованный сын.
— Нравятся. Ещё как нравятся. Но таких собак держат, как правило, в частных домах. Они не для городских квартир. Понимаешь, ньюфаундленды очень крупные, им надо много двигаться, как можно больше времени проводить на свежем воздухе. – Егор заметил благодарный взгляд Лизы и воодушевленно продолжил: — А кто будет гулять с ним? Ты? Да ты не удержишь такую махину, силенок не хватит. А если предположить, что выгул собаки происходит в нашем скверике, где гуляют еще и дети, то можно представить последствия… А мама? Ты о ней подумал?
— А что мама? Мама же согласилась – ты сам сказал.
— Я про другое. К такому выбору надо подходить ответственно. Заранее подумать о ситуациях, которые могут возникнуть. Например, ты заболел. Я на работе. А собаку нужно вывести на улицу. Кому это придется делать? – Димка как-то жалостливо посмотрел на мать. – А! Дошло? То-то. Давайте выберем породу, которая устроит всех».

Вопросы для обсуждения:

— Правильно ли поступил папа??

— Что позволило мальчику отступиться от своего предложения?

— Предположите, какие породы собак устроят членов этой семьи.

4. Слушаем текст рассказа до слов «- Может, вот эту прелесть? – робко спросила Лиза, указывая на фотографию, с которой смотрело миленькое существо с красным бантиком и переливающейся на солнце шерстью.
Оба, и отец, и сын, скривились и дружно прыснули.
Весь вечер семья терзала каталог. Лиза пыталась заменить мечту то хомячком, то морской свинкой, даже на крысу отважилась, но мужчины ревностно отстаивали именно собаку. А вот тут их мнения разошлись: Димке нравились крупные породы, отцу – средние.
— Ну, мальчики мои, давайте чихуахуа купим. И места много не занимает, и гулять с ней не обязательно…
— С ней? – хором спросили удивленные Егор с сыном. Таким образом, вопрос с полом решился окончательно.
— Все, думайте дальше сами. Я – пас, – смирилась Лиза и ушла в свою вотчину — кабинет.
Вдвоем мужчины смогли прийти к единому решению быстрее, и в итоге был выбран ирландский сеттер с редким для своей породы окрасом – «березка». Денег такой щенок стоил немалых, но черные вкрапления по серо-белой шерсти заворожили, и Егор с Димкой просто заболели именно этой породой. Лиза для проформы поохала, но тоже согласилась:
— Когда-то надо начинать «не бояться собак»»

Вопросы для обсуждения:

— Верны ли были наши предположения?

— Всех ли устроила эта порода собак? Почему покупать собаку поехали в питомник?

— Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа?

5. Слушаем текст до конца.

Вопросы:

— Оправдался ли наш прогноз?

— Что случилось с семьёй, когда они отправились за щенком?

— Как вы думаете, почему не понабилось ехать в питомник, почему двухмесячный щенок дворняжки заменил породистого щенка и стал «полноправным членом человеческого семейства»?

Осмысление проблем, заявленных в рассказе.

Групповая работа.

Учитель предлагает проанализировать цитаты из рассказа «Эквивалент счастья», эпиграф к уроку. Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время. По ходу работы, учащиеся заполняют трехчастную таблицу:

Цитата

Актуальность

Ребята выступают по очереди. Записи в тетрадях должны быть по одному из 3-х заданий.

Задание 1 : проанализировать цитату . Дать комментарий. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.

(«Эквивалент счастья оказался равен одному «тяф»-у».)

Проблема – счастья. Оно не имеет цены.

Проблема актуальна: современные люди увлекаются дорогими вещами. А ведь счастье может быть совсем рядом.)

Задание 2 : анализ эпиграфа к уроку. Комментарий. Актуальность.

«Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука». М.Твен

Проблема умения быть счастливым, умения находить счастье в том, что рядом.

Актуальность проблемы: за суетностью жизни мы перестаём замечать радости жизни, отмахиваемся от них).

Задание 3 : проанализировать следующую цитату: «семейство обрело преданного друга и защитника». Прокомментировать. Определить актуальность.

(Проблема дружбы человека и собаки, преданности.

Актуальность проблемы: многие выбрасывают собак за ненадобностью.)

Теперь обобщим все сказанное с помощью приема «Колесо проблем». (Ребята выделяют проблемы, заявленные в рассказе, а затем ранжируют их по степени значимости).

Прием «Колесо проблем»:

1. Проблема счастья

2. Проблема умения быть счастливым

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки

4. Проблема умения находить правильное решение

(Наиболее остро заявлена последняя проблема – в семье умеют договариваться, в семье умеют сострадать. С ней тесно связана и вторая — проблема умения быть счастливым. Беспородный пёс оказался дороже , потому что именно ему нужна была помощь, как же его бросить).

III. Рефлексия

1. Вернёмся к «дереву предсказаний». Желаний много, вспомните, кто догадался, о чём попросит мальчик? А кто догадался, что в дом попадёт дворняжка?

Оставьте комментарий