Исаакиевская площадь 1

Многоликое и многовековое прошлое

История застройки площади уходит корнями в восемнадцатое столетие. На ее участке вместе с Дворцовой, располагался гласис Адмиралтейства, который представлял собой свободное пространство для ведения артиллерийского огня.

Когда шведская угроза канула в лету и Адмиралтейство перестало выполнять функции фортовой крепости, данная территория утратила свое военное предназначение, и стали на ней появляться застройки и площади.

К 1736 году, когда случился пожар, на месте современной Исаакиевской площади успели построить множество домов и мазанок Морской слободы. Узкая улочка, проходившая через них, вела к Синему мосту. Однако парадной подобную застройку назвать была трудно. После уничтожения огнем всего того хаоса снова между Адмиралтейством и Мойкой обнажилось пространство.

В 1738 году строительная комиссия приняла решение обустроить возле Синего моста Торговую площадь. Тут же возникли торговые ряды. До конца 18 столетия данные окрестности носили торгово-хозяйственный характер. Водилась тут и дурная слава, о якобы купле-продаже крепостных. После возникла биржа труда.

Своё имя “Исаакиевская площадь” обрела в 1798 году. Этому поспособствовало близость церкви во имя Исаакия Далматского. Когда же начали возводить собор в честь святого покровителя Петра Великого по проекту Огюста Монферрана, святость не позволяла соседство рынков, складов и мазанок. Впредь это место формируется в качестве доминанты парадного фасада Санкт-Петербурга.

Окончательное создание нарядного облика площади завершилось в 1850-х. По окончании возведения Исаакиевского собора в 1858 году для очистки прилегающей территории ликвидировали строительные заборы, мастерские и бараки.

Памятник императору

Одним из авторов создания площади выступил Огюст Монферран, “отец Исаакия”, предложивший установить в центре памятник и разбить сквер. В 1859 году пространство украсил монумент Николаю Первому. Авторами скульптурной композиции стали Монферран и скульптор Клодт.

Монумент опирается всего на 2 точки, чем он и уникален. Пьедестал выложен из 118 блоков финляндского и сердобльского гранита, белого мрамора, привезенного из Италии и шокшинского порфира. Украшением постамента являются женские изваяния, символизирующие Силу, Мудрость, Веру и Правосудие. Их прототипами стали супруга и дочери царя. Также пьедестал украшен горельефами, на которых отражены главнейшие вехи в правлении.

Монументы Николаю и Петру Первому находятся на противоположных сторонах от Исаакия. Но они расположены на одной оси и “взирают” в одном направлении. Ходят легенды, что сразу после установки монумента Николаю кто-то написал рядом: «Не догонишь». Вокруг монумента Николаю I, который возвышается над землей на 16 метров, установлены самые красивые фонари в столице.

Исаакиевская площадь

ГЛАВНАЯ // ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // УЛИЦЫ Исаакиевская площадь

В начале XVIII века территория современной Исаакиевской площади принадлежала Адмиралтейству. При потере Адмиралтейством значения как крепости, пространство вокруг верфи стало застраиваться. При этом никакой площади на этом месте первоначально не предусматривалось. Жилая застройка Морской слободы оставляла только узкий проезд к переправе через Мойку — деревянному разводному Синему мосту.

После пожаров в Морской слободе в 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала:

«…в середине той Морской слободы оставить порозжее место на Торговую площадь и у той же площади на Мойке речке сделать пристань… а вокруг выше упомянутой у Синяго мосту Торговой площади с трёх сторон для продажи всяких мелочных и овощных товаров також и хлебных и харчевных припасов (кроме сырого мяса и солёной рыбы).. поставить каменные лавки со сводами и подвалами, погреба со сводами, а у тех лавок для лутчего виду сделать галереи и в середине оных лавок кабак» .

Как следует из цитаты, 20 апреля 1738 года комиссией территории у Синего моста было дано официальное название — Торговая площадь. В результате торговые ряды были построены, но только с восточной стороны площадки, на месте дома №4 (№42 по Большой Морской улице).

Не совсем ясно, с какой стороны от Синего моста располагалась Торговая площадь. Авторы энциклопедии «Петербург в названиях улиц» утверждают, что она находилась южнее переправы. В главе об Исаакиевской площади книги «Большая Морская улица» об этом напрямую не сказано, но утверждается, что Торговая площадь была застроена не с трёх, а только с одной стороны — лавками купца Чиркина. Эти лавки находились севернее Синего моста, значит Торговая площадь могла быть именно здесь.

Исаакиевская площадь, нач. XIX в.

В 1755 году Соляная контора потребовала место для постройки своих амбаров и лавок. Для этого архитектором Х. Кнобелем был составлен план участка между торговыми лавками и Синим мостом. На Мойке планировалось построить эллинг, на пристани намеревались разгружать соль. Вдоль Большой Гостиной улицы (ныне Большой Морской) предполагалось построить амбары, а по Вознесенскому проспекту — лавки для продажи соли.

В 1760-х годах построен дом №9, перед торговыми рядами был возведён жилой дом для купца Ф. В. Попова. Один из его фасадов выходил почти на красную линию Вознесенского проспекта, то есть площадь тогда снова потеряла выход к Мойке. В то же время у Синего моста за Мойкой был построен дворец И. Г. Чернышёва. В 1768 году на площади начали возводить новое здание Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Только в 1793 году территорию вокруг этого храма стали называть Исаакиевской площадью. Долгое время она сосуществовала рядом с соседней Торговой.

С конца XVIII века площадь у Синего моста служила «биржей труда». Здесь в поисках работы собирались артели плотников, каменщиков для поиска нанимателей. Работников можно было не только нанять, но и купить. Это место в народе называли «рабий рынок». Крепостных продавали в том числе по одиночке, разделяя семьи. После запрета на продажу крестьян без земли помещики объявляли об «уступлении в услужение», что по сути являлось той же продажей.

В 1818 началось строительство четвёртого по счёту здания Исаакиевского собора, которое определяет архитектуру Исаакиевской площади и по сей день. В 1818 году деревянный подъёмный Синий мост был заменён новым чугунным однопролётным конструкции инженера В. И. Гесте. В 1838 году на площади у переправы через Мойку был проведён первый эксперимент по мощению проезжей части асфальтом.

Дворец Чернышёва в 1839-1844 годах был разобран, на его месте был построен Мариинский дворец. Для включения нового дворца в ансамбль площади в 1842 году Синий мост расширили до 99 метров, что сделало его самым широким в Санкт-Петербурге. Фактически мост стал частью Исаакиевской площади.

Исаакиевская площадь, 1913 г.

Формирование единого архитектурного пространства Исаакиевской площади продолжилось в 1840-х годах, когда зодчим Н. Е. Ефимовым здесь были возведены здания для Министерства государственных имуществ (№4 и 13). Вдоль Большой Морской улицы Ефимов планировал построить ещё одно похожее здание. Таким образом, площадь снова делилась бы на две части. К тому же, тогда бы закрывался вид из Мариинского дворца на Исаакиевский собор. Видимо, именно по этому третье здание не было построено. В 1849 году территории рядом с дворцом, бывшей Торговой площади, присвоили новое название — Мариинская площадь.

После завершения отделки Исаакиевского собора в 1850-х годах с площади убрали строительный забор, мастерские и бараки. 25 июня 1859 года здесь был открыт памятник Николаю I. Площадь замостили, а в 1860 году был разбит сквер с изящной чугунной решёткой. Сквер был засажен деревьями.

За счёт площадки с памятником Николаю I в 1870 году увеличили Мариинскую площадь. По этому монументу 5 марта 1871 года пытались переименовать площадь в Николаевскую, но это название до 1917 года оставалось только на бумаге, горожанами не использовалось.

При возвращении войск из Болгарского похода в 1878 году на площади воздвигли тройную арку с надписью «Русскому храброму и победоносному воинству от обывателей Большой Морской».

В 1910 году в сквере были вырублены деревья, так как они стали закрывать вид на собор. С тех пор сквер стал партерным.

Последними завершили формирование архитектурного облика Исаакиевской площади дом №11, построенный для германского посольства в 1911-1913 годах, а также здание гостиницы «Астория» (№12).

6 октября 1923 года Исаакиевской площади было дано имя В. В. Воровского. Вацлав Вацлавович Воровский был активным революционером, погибшим 10 мая 1923 года от рук белогвардейца. В 1929 году в состав площади Воровского вошла и Мариинская (Николаевская).

Во время блокады Ленинграда в сквере между Исаакиевским собором и памятником Николаю I на цветочных клумбах растили овощи. 13 января 1944 года площади было возвращено историческое название — Исаакиевская.

Источник Страницы Дата обращения
1) Бройтман Л. И., Краснова Е. И. Большая Морская улица. — М. : Центрполиграф, 2005. — 464 с. (Стр. 299-303) 17.07.2012 г. 23:09
2) Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М : АСТ, 2010. — 752 с. (Стр. 233‚234) 18.07.2012 г. 11:00

Смотреть изображения: предыдущие |
Изменения на сайте

  • 18.07.2018 г. Доходный дом и аптека А. В. ПеляНОВАЯ
  • 26.10.2017 г. Церковь Рождества Христова на ПескахНОВАЯ
  • 04.10.2017 г. Дача Е. П. Салтыковой
  • 05.09.2017 г. Египетский мост
  • 22.05.2015 г. Дом В. В. Капниста — Дом Бурениных — Дом АкинфеевыхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Н. И. ШауманаНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом БурениныхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Х. И. МейерНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом А. И. ГруздеваНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Загородный пр. 6-8НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Н. А. Серякова (Загородный пр. 4)НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Петербургской ремесленной управыНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Доходный дом Ш. З. ИоффаНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом СимоновыхНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыряНОВАЯ

Новые картины и фото

История

Застройка участка между набережной реки Мойки и Адмиралтейским проспектом началась в XVIII в. Поначалу здесь находился Адмиралтейский гласис – земляной вал с установленными на нем пушками. После того, как шведы были окончательно разбиты, и угроза захвата новой столицы империи исчезла, гласис был разобран. На освободившейся территории начал селиться ремесленный и торговый люд. В 1736 г. здесь вспыхнул сильный пожар, практически полностью уничтоживший хаотичную застройку.

Пространство между Адмиралтейством и Мойкой представляло собой выгоревший пустырь вплоть до 1738 г., когда строительная коллегия города утвердила план обустройства территории у Синего моста. Из-за расположенных поблизости торговых рядов было решено назвать участок Торговой площадью.

Вплоть до конца XVIII в. местность, в наше время славящаяся красотой и величием, была крайне далека от парадного вида. Торговая площадь считалась чуть ли не злачным местом. Далеко не каждый петербуржец отважился бы ночью прогуляться здесь.

В 1798 г. площадь была переименована в Исаакиевскую. Название связано с существовавшей в те годы церковью Исаакия Далматского, которую в 1818 г. снесли для постройки величественного Исаакиевского собора. Именно собору было суждено стать ключевой достопримечательностью и архитектурной доминантой площади. После того, как в фундамент храма были положены первые камни, судьба торговых рядов на площади была решена – негоциантов постепенно вытеснили из центра города, который начал приобретать свой парадный блеск.

Известный нам архитектурный облик площади сформировался к 1900 г.

Советская власть практически не вносила изменений во всемирно признанный ансамбль. Однако переименование площади все же произошло – в 1923 г. ее официально назвали в честь революционера В. Воровского. После Великой Отечественной войны историческое наименование было возвращено.

Исаакиевская площадь неоднократно становилась местом действия важнейших для страны событий. В 1825 г. на Исаакиевскую и Сенатскую площади вышли декабристы. Историк Н. Карамзин писал своему другу об ужасах, которые он наблюдал на Исаакиевской.

В 1914 г. толпа разъяренных петербуржцев разгромила здание немецкого посольства, а в 1917 г. Исаакиевская площадь стала местом вооруженных столкновений юнкеров и матросов.

В наше время площадь – официальное место проведения Дня России в Санкт-Петербурге. Здесь проходят и другие государственные и городские праздники. Согласно многочисленным рейтингам, Исаакиевская – одна из самых благоустроенных и красивых площадей Европы.

На площади проходят концерты, народные гуляния, политические митинги. На Новый год здесь устанавливают большую елку и карусель, площадь вспыхивает тысячами разноцветных фонариков.

Петербуржцы и гости Северной столицы обожают отдыхать на лавочках в уютном Исаакиевском сквере в северной части площади. Здесь высажено много деревьев и кустарников, газоны поддерживаются в идеальном состоянии.

Достопримечательности

Исаакиевский собор

Жемчужина мировой архитектуры, четвертое по величине купольное здание в мире. Собор в стиле позднего классицизма по проекту великого зодчего Огюста Монферрана строился с 1818 по 1858 г.

Высота Исаакия – 101,5 м., ширина – 97,6 м., длина – 111,2 м. Параметры строения поражают: например, собор в 2 раза выше первого в мире небоскреба – здания Страховой биржи в Чикаго. В храме одновременно может находиться 12 тыс. человек.

Диаметр купола Исаакия – 21,8 м., на его покрытие было потрачено больше 98 кг. чистого золота. Купол водружен на огромный каменный барабан, окруженный величественной колоннадой.

Фасад собора полностью облицован серым гранитом, украшен бронзовыми статуями апостолов и ангелов, барельефами на религиозную тематику, цепочками дорических колонн (всего при украшении храма использовалось 112 колонн разного размера).

Внутренние интерьеры собора отличаются красотой и парадной пышностью. При декорировании использовались дорогие минералы – малахит, разноцветный мрамор, порфир. Стены украшены мозаиками, скульптурами, картинами, фресками. По самым скромным подсчетам, количество произведений искусства, использованных для украшения внутренних интерьеров Исаакия – 560 единиц. Скульптуры для храма создавали С. Пименов, И. Витали, П. Клодт, живопись и фрески – К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни.

В настоящее время Исаакиевский собор – главный православный храм Петербурга, в котором проходят традиционные религиозные службы.

Конногвардейский манеж

Еще одно знаменитое строение Исаакиевской площади – Конногвардейский манеж. Здание в стиле классицизм возвел в 1807 г. гениальный архитектор Д. Кваренги.

Основное украшение Конногвардейского манежа – скульптуры, изображающие коней, которых удерживают за узду обнаженные юноши. Перед входом в здание находится грандиозный треугольный портик, поддерживаемый восьмью белоснежными колоннами. Фасад строения украшен барельефами на тему древнегреческих мифов.

В манеже солдаты Императорского конного полка отрабатывали навыки верховой езды. Русские цари неоднократно посещали Конногвардейский манеж, чтобы выразить благодарность солдатам полка, принимавшего участие во всех ключевых для страны войнах.

В наше время в Конногвардейском манеже проходят выставки, концерты классической музыки, мастер-классы, встречи с известными людьми, лекции и творческие вечера.

Дом Лобанова-Ростовского

Важный элемент архитектурного ансамбля Исаакиевской площади – дом князя Лобанова-Ростовского. Здание в стиле высокий классицизм было построено в 1820 г. О. Монферраном.

Дом Лобанова-Ростовского выполнен в необычной треугольной форме. Над главным входом расположен прямоугольный портик с 8 колоннами. Вход выполнен в виде цепочки из нескольких арок. По обе стороны центральной арки расположены статуи львов, созданные известным скульптором П. Трискорни. Этих львов упоминает в «Медном всаднике» А. С. Пушкин.

В настоящее время в доме Лобанова-Ростовского находится отель.

Исаакиевский сквер

В состав площади входит сквер, расположенный напротив Исаакиевского собора. Сквер в 0,77 Га является классическим представителем садового искусства середины XIX в.

В центре сквера – зеленый газон, по бокам – развесистые деревья, под которыми установлены лавочки. Лаконичность сквера, отсутствие лишних деталей, делают его очень уютным.

Сквер является одним из памятных мест блокады Ленинграда: в его клумбах жители города выращивали картошку.

Памятник Николаю I

В 1859 г. скульптор П. Клодт воздвиг на Исаакиевской площади конный монумент императору Николаю I. Автором проекта статуи был О. Монферран. Царь изображен в виде всадника, поднявшего коня на дыбы.

Для своего времени памятник был уникален: дело в том, что он опирается только на задние копыта лошади. Для сравнения, даже у Медного всадника есть третья опора – хвост коня. Таким образом, П. Клодту удалось решить невероятно сложную инженерно-техническую задачу.

Высота памятника – 6 м. Статуя размещена на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми барельефами, изображающими семью императора, а также важнейшие моменты его царствования – восстание декабристов, холерный бунт, создание сводов законов империи М. Сперанским, открытие Петербург-Московской железной дороги.

После революции памятник одиозному царю хотели снести, но в итоге его признали инженерным шедевром и предложили считать в большей степени памятником П. Клодту, чем Николаю I.

Важнейшая достопримечательность Петербурга, один из ключевых элементов архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Большой дом в стиле позднего классицизма с элементами эклектики был построен в 1844 г. архитектором А.И. Штакеншнейдером. Дворец стал резиденцией великой княжны Марии Николаевны.

Штакеншнейдер использовал все новейшие на тот момент технологии, его главной задачей была минимизация возможности пожара. При строительстве практически не использовалась древесина, даже перекрытия были выполнены из металла и камня. Для сохранения тепла архитектор отказался от применения гранита в пользу песчаника.

Во дворце находилось множество комнат и залов. На второй этаж вела широкая лестница, украшенная статуями.

Мария Николаевна не скрывалась в своей резиденции от народа. Напротив, ее дворец стал своего рода общедоступным музеем: осмотреть залы мог любой петербуржец. После смерти великой княжны наследники решили продать здание из-за огромных долгов. Найти покупателя на столь грандиозный объект не удалось и его перевели в государственную собственность.

В 1884 г. по приказу Александра III во дворце разместился Государственный совет, здание стало центром политической жизни страны. В 1917 г. Мариинский дворец занимало Временное правительство. После прихода к власти большевиков особняк занимал Народный комиссариат имущества, затем – Ленсовет. С 1994 г. в Мариинском дворце находится Петербургское Законодательное собрание.

Дом Мятлевых

Самая старая постройка Исаакиевской площади. Трехэтажный особняк в стиле раннего классицизма был сооружен в 1760-х гг. предположительно архитектором А. Ринальди.

Первым владельцем дома был князь Потемкин, затем – генерал Л. Нарышкин. В доме проходили пышные балы, здесь бывали августейшие особы и такие знаменитые личности, как поэты А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, писательница Мадам де Сталь, философ Д. Дидро, премьер-министр Пруссии Генрих Штейн.

В 1817 г. здание приобрел сенатор П. В. Мятлев, известный своей любовью к просвещению и культуре. Именно при Мятлеве дом приобрел знакомый каждому петербуржцу облик: белоснежный особняк с портиком, поддерживаемым четырьмя колонами из серого мрамора, с фасадом, украшенным барельефами и панно.

В XX в. большинство помещений Дома Мятлевых использовались в качестве коммунальных квартир. В 1935 г. в одной из квартир Дома Мятлевых скончался выдающийся художник-авангардист К. Малевич.

В настоящее время особняк занимает управление Генпрокуратуры РФ по СЗФО.

Гостиницы «Астория» и «Англетер»

В архитектурный ансамбль Исаакиевской площади входит и гостиничный комплекс, объединяющий два здания – гостиницы «Астория» и «Англетер».

«Астория» — это особняк в стиле неоклассицизм с элементами модерна, построенный в 1912 г. архитектором Ф. И. Лидвалем. «Англетер» — знаменитая гостиница, в которой совершил самоубийство поэт С. Есенин. К сожалению, оригинальное здание «Англетера» не сохранилось – в 1987 г., несмотря на протесты общественности, особняк был снесен. В настоящее время на месте «Англетера» находится строение, по внешнему виду приближенное к историческому.

«Астория» — шестиэтажный дом с фасадом, украшенным гранитными вставками, пилястрами и вазонами. Особенно красив первый этаж, представляющий собой галерею больших арочных окон.

В 2007 г. «Астория» стала единственной отечественной гостиницей, попавшей в составляемый журналом Forbes список самых романтичных отелей мира.

Постояльцами «Астории» были Г. Уэллс, М. Тэтчер, А. Делон, Д. Буш, М. Плисецкая, Мадонна, Р. Плант. В 1957 г. в одном из номеров гостиницы умер знаменитый певец А. Вертинский.

В «Астории» неоднократно проходили съемки фильмов и сериалов.

Как добраться:

Оставьте комментарий