Казерта королевский дворец

Дворец в Казерте

Королевский дворец в Казерте – самый грандиозный из трех. В центре Неаполя негде было развернуться, да и размеры холма Каподимонте ограничивали размеры здания и парка. А вот в пригороде можно было размахнуться в полную силу и воплотить самые амбициозные замыслы. В результате дворец в Казерте стал самым большим зданием, построенным в Европе в 18 веке.

Строился он с 1752 года по 1845 по проекту архитектора Луиджи Ванвителли. Для Ванвителли Реджиа ди Казерта явилась главным его творением, он отдал созданию этого грандиозного комплекса 20 лет своей жизни. После смерти Луиджи Ванвителли в 1773 году строительство продолжил его сын Карл.

Дворец в Казерте имеет 1200 залов и комнат (для сравнения: в нашем Зимнем дворце — 1084 комнаты, а в Букингемском — всего 775).

Для посещения открыто примерно десятая часть. Залы, созданные в 18 веке, оформлены в стиле барокко, залы, созданные в 19 веке, — в стиле ампир.

Строгий и даже скучный снаружи, внутри дворец источает роскошь. В оформлении интерьеров присутствует тяжеловесность и переизбыточность. Видна попытка превзойти всех и вся, и на это не пожалели средств. При этом мы помним, что Неаполитанское королевство отнюдь не отличалось богатством и не входило в число супердержав. Небольшое было королевство, население жило бедно. Видно, маленьким государствам, как и людям, присущ «комплекс Наполеона», и дворцовый комплекс в Казерте тому яркое подтверждение.

Начало осмотра

Что ж, подходим к дворцу.

Аллея от станции ведет к дворцу

В центре здания есть сквозной проход. Когда-то планировалось, что из Неаполя до Казерты будет проложена прямая 20-километровая аллея, которая будет проходить через дворец и идти дальше в парк до последнего фонтана. Построен был только участок этой аллеи в самой Казерте: он начинается от железнодорожной станции Казерта, подводит к дворцу и продолжается до подножия холма.

Итак, проходим в высокую арку

и оказываемся в средокрестии.

В плане дворец представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. Внутри прямоугольного здания находятся четыре внутренних двора, по два с каждой стороны. Дворы огромные и пустые.

За входной аркой находится касса. Билет в дворец и парк стоит 12 евро. Дворец открыт с 8:30 до 19:30, выходной вторник.

Если у вас есть дисконтная карта Кампания артекард, то первая и вторая достопримечательности по ней будет бесплатны, а начиная с третьей – за полцены. За одну достопримечательность считается дворцово-парковый комплекс Реджиа-ди-Казерта, Бельведер Сан-Леучо и достопримечательности соседней Капуи. Имеет смысл так составить свою программу пребывания в Кампании, чтобы дворец в Казерте оказался первым или вторым (например, после Помпей) пунктом в списке планируемых достопримечательностей.

Парадные залы

Далее начинаются помпезные и богато украшенные парадные залы: Алебардщиков, Личной охраны, Александра, Марса, Астреи. Эти залы служат преддверием к Тронному залу.

Зал Алебардщиков

Зал Личной охраны

После этих полутемных залов, оформленных в спокойной цветовой гамме, зал Александра поражает яркостью фрески, занимающей весь потолок. На фреске изображено бракосочетание Александра Македонского с Роксаной.

Зал Александра (называемый также Мраморным) во время французской оккупации использовался как тронный. В качестве тронов Мюрат и его жена Каролина (сестра Наполеона) использовали кресла, привезенные из дворца Тюильри в Париже.

Зал Александра служит границей между старой частью дворца, построенной в 18 веке в стиле барокко (они находятся слева) и новой, построенной в 19 веке в стиле ампир. Мы направляемся направо, по направлению к Тронному залу, и попадаем в зал Марса.

Зал Марса кажется залитым светом. Вдоль его длинной стороны находятся двери-окна, выходящие на юг.

Помещение использовалось как зал ожидания для титулованных особ и высших военных чинов.

Стены зала украшены барельефами на военную тему, а потолочная фреска изображает смерть Гектора и триумф Ахиллеса.

Зеленый мрамор зала Марса сменяется розовым мрамором Зала Астреи, последнего перед Тронным залом.

Зал Астреи тоже служил залом ожидания — для еще более почетных гостей: послов, государственных секретарей и других высших чинов.

Пол сделан с использованием каррарского мрамора. Потолок украшен фреской «Торжество Правосудия» французского художника Жака Бергера. Считается, что Астрея, богиня Правосудия, была написана с Каролины Бонапарте, жены Мюрата.

И наконец — Тронный зал. Золото на белом фоне. Когда солнце светит в окна, зал, кажется, полыхает (но всё же он не так впечатляет, как Золотой зал в стокгольмской ратуше)

Протяженность Тронного зала — 40 метров. На солнечную сторону выходят 6 высоких дверей-окон.

Отделка зала была закончена в 1845.

На потолочной фреске изображена закладка первого камня дворца в Казерте. Это знаменательное событие произошло 20 января 1752 года.

Узор на полу вдоль стены

В центре зала стоит чаша из агата — подарок папы Пия IX-го королю Фердинанду II-му. В 1848-49 годах, во время революции в Папской области и провозглашения Римской республики, Пий IX был вынужден бежать из Рима и получил приют в Неаполитанском королевстве, в городе Гаэта. В Казерте папа тоже был желанным гостем, во дворце сохранилась его комната и часовня.

Трон на фоне гигантского зала кажется несерьезным. Над троном — изображение Славы

За Тронным залом следует Зал заседаний.

Апартаменты 18 века

Апартаментами Франциска II заканчивается «новая» часть дворца в стиле ампир.

Мы возвращаемся в зал Александра, проходя через те же парадные залы (Заседаний, Тронный, Астреи и Марса), только по другой их стороне.

Из зала Александра мы попадаем в самую старую часть королевской резиденции. Первыми жильцами дворца в Казерте стали король Фердинанд IV со своей супругой Марией Каролиной. Они поселились здесь в 1780 году.

Первые четыре комнаты представляются собой времена года.

Первая комната — Весна.

Вторая комната — Лето

Третья комната — Осень

Люстры сделаны из муранского стекла. Шелковые обои созданы на местной фабрике в Сан-Леучо. Фарфоровые вазы — на фарфоровой мануфактуре в Неаполе.

Четвертая комната — Зима

Затем следует череда небольших комнат, оформленных с барочной пышностью

Великолепный зал Стукко, напомнивший Фарфоровую комнату дворца Каподимонте

Потолочные фрески:

Дворцовая библиотека занимает 5 комнат: два читальных зала и три библиотечных.

За библиотекой следует зал с презепе

В последних залах размещена небольшая картинная галерея.

Портреты членов королевской семьи

Принцы

Принцессы

И просто живописные полотна

Жакоб Филипп Хакерт «Марина Пиккола в Сорренто»

На этом осмотр дворца окончен.

По мраморной лестнице спускаемся вниз.

Из 1200 комнат королевской резиденции мы посмотрели только десятую часть, но и этой части достаточно, чтобы оценить грандиозность дворца в Казерте.

Следует упомянуть, что интерьеры дворца многократно использовались для съемок фильмов. В нем снимались » Ангелы и демоны», «Миссия невыполнима-3», «Иоанн Павел II» (в этих фильмах дворец в Казерте исполнял роль Ватикана), «Ватерлоо», «Звездные войны», «Леди Гамильтон: путь наверх». Про первых жителей дворца тоже есть фильм, он так и называется «Фердинанд и Каролина» и снимался тоже в Казерте.

В следующий раз мы прогуляемся по парку.

Полезные сайты для подготовки к путешествию
— поиск авиабилетов — Aviasales
— подбор отелей — Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей . В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру
— подбор готовых туров — Travelata и Level.travel
— оформление туристической страховки — Cherehapa
— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel
— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim
— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Начало аллеи – партер. Фонтан Маргариты

Я упоминала в прошлой статье, что в центре дворца находится сквозной проход. Внутри этого прохода – билетная касса (общий билет во дворец и парк стоит 12 евро), а на выходе из него (слева) — пункт проката велосипедов. Велосипед на час стоит 4 евро.

Если вы приехали в жару или ограничены во времени, возьмите велосипед. Ходит по парку и маленький автобус — шаттл, на котором можно подъехать к самому дальнему фонтану (справа от которого как раз и находится вход в Английский сад). Проезд в одну сторону стоит 2.50 евро.

Мы пришли к самому открытию парка, благо наш отель был в двух шагах от дворца.

Первый взгляд на уходящую вдаль аллею, честно скажу, вызывал желание воспользоваться транспортом.

Однако прокат велосипедов был еще закрыт, да и до остановки автобусов надо было пройти (видите, откуда выезжает автобусик).

Пошли пешком.

Длина аллеи от дворца до последнего фонтана – 3 км. И первые 700 м ну совершенно неинтересные. По замыслу Ванвителли на этом отрезке должен был быть регулярный французский сад, как в Версале, но до воплощения дело не дошло. Называется этот участок «партером».

Минут 10 мы шли до первого фонтана – фонтана Маргариты, который тоже был весьма скромным. Вокруг фонтана плотной стеной стоял лес, а по границе леса выстроились скульптуры.

Оглядываясь, мы видели лаконичное, скучноватое здание дворца. И в какой-то момент даже почувствовали разочарование. Ничего такого интересно-красивого не было и в помине.

Старый лес. Кастеллуча

Когда мы собрались в обратный путь, солнце поднялось выше, изменилось освещение, краски стали ярче, и мы опять пренебрегли автобусом – хотелось еще раз посмотреть эту красоту, только в обратном порядке.

Дойдя до фонтана Маргариты, мы свернули вправо и вскоре оказались перед большим водоемом Пескьера, заведенным здесь для ловли рыбы к королевскому столу.

За ним начался участок старого парка, который выглядел обычным лесом, вот только на аллеях этого леса попадались скульптуры и прочие диковины, такие, например, как эта рама для фотопортретов.

В конце небольшого канала мы увидели прелестный павильон-башню. Это был Кастеллуча, по нашему говоря — «зАмочек».

По тропе мы вышли из леса и оказались прямо перед дворцом.

Вдалеке просматривалась Казертавеккья — средневековый городок на вершине холма Тифатини.

К счастью, во дворце оказалось небольшое кафе, где мы перекусили и отправились смотреть уже сам дворец.

Многие пишут, что парк в Казерте обойти физически тяжело, под конец сильно устаешь. Мне так не показалось. От такой красоты чувствуешь прилив сил и воодушевление, хочется обойти и посмотреть как можно больше, увлекаешься и забываешь об усталости. К тому же в феврале была комфортная погода для такой прогулки. Начиналась прогулка скучновато, с пустых неинтересных пространств, и закончилась апофеозом красоты.

Отели в Казерте

Полезные сайты для подготовки к путешествию
— поиск авиабилетов — Aviasales
— подбор отелей — Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей . В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).
— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру
— подбор готовых туров — Travelata и Level.travel
— оформление туристической страховки — Cherehapa
— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel
— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim
— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Четыре дворцовых корпуса вобрали в себя лучшее из французского Версаля и испанского Эскориала.

И резиденция, и дворец вошли в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году. Это одно из тех мест, которое нельзя не посетить, путешествуя по Италии. Мы публикуем две статьи, посвящённые парку и самой резиденции, любезно предоставленные интернет-изданием Arte.it.

Королевский дворец – ядро монументального комплекса Реджа-ди-Казерта (Reggia di Caserta). Он был спроектирован архитектором Луиджи Ванвителли по заказу короля Неаполя и Сицилии Карла III из династии Бурбонов. Прямоугольное в плане сооружение разделено на четыре внутренних двора двумя поперечно расположенными корпусами. В месте их пересечения Ванвителли первоначально планировал разместить купол, однако эту идею реализовать не удалось; вместо купола комплекс венчает небольшая башенка-лантерна. Общая площадь дворца составляет 47 000 квадратных метров, а высота – 41 метр.

Казерта. Королевский дворец. Парадная лестница © paula soler-moya / flickr.com

От главного входа дворца начинается длинная галерея, проходящая через весь дворец насквозь, создавая эффект подзорной трубы. Она проходит по одной линии с «дорогой воды» — длинной цепочкой фонтанов и бассейнов с водопадом у подножия горы Бриано. В середине галереи находится восьмиугольный нижний вестибюль, из центра которого видны все четыре внутренних двора.

Справа начинается парадная лестница, сердце дворца, превосходный сплав двух начал: классицизма и барочной театральности. Длинный центральный пролёт увенчан двумя мраморными львами. Далее он раздваивается, переходя в боковые параллельные марши. На задней стене лестницы можно увидеть три ниши со статуями, чьё символическое значение архитектор Ванвителли подробно описал в «Экспликации чертежей».

Казерта. Королевский дворец. Статуи на парадной лестнице © glogog / flickr.com

Статуи эти должны были быть выполнены из мрамора, однако судьба распорядилась так, что их создание остановилось на этапе гипсовых прототипов. Центральная фигура изображает королевское величие, а аллегории по сторонам от неё — достоинство и истину; авторы скульптур — соответственно Томмазо Солари, Андреа Виолани и Гаэтано Саломоне. На площадке, где лестничный пролёт раздваивается, можно одновременно насладиться лучшим видом на оба вестибюля, нижний (где доминирует гигантская статуя Геракла) и верхний, ведущий в старинные апартаменты.

Свод

Отдельного упоминания заслуживают конструкторские решения, которые Ванвителли выбрал при проектировании королевского дворца в Казерте; этому аспекту комплекса посвящён специальный маршрут под названием «Королевская лестница от небес и до земли».

Казерта. Королевский дворец. Деталь свода © selena morgillo / flickr.com

Из верхнего вестибюля можно попасть на верхний уровень здания и полюбоваться потолками. Часть из них расписаны: например, художник Джироламо Стараче Франкис (1730-1794 гг.) изобразил здесь резиденцию Аполлона, а по сторонам от неё поместил четыре медальона с аллегориями времён года; по мысли Франкиса, эта композиция символизирует поддержку искусств монархом. Здесь же, на специальном уровне под вторым сводом, когда-то располагались музыканты, которые должны были сопровождать продвижение гостей двора по залам резиденции.

Казерта. Королевский дворец. Интерьер Палатинской капеллы © Matteo Cozzi / Shutterstock.com

В бельэтаже дворца, над верхним вестибюлем, расположена Палатинская капелла, открытая на Рождество 1784 г. Её план напоминает план Королевской капеллы в Версале: у неё однонефная структура с полом из полихромного мрамора и бочкообразным кессонированным сводом. Два боковых прохода по сторонам капеллы ведут в сакрестию, где размещается музей сакральной утвари.

Круглая лестница справа от входа ведёт на королевскую трибуну и к верхней галерее, где по сей день можно лицезреть, какой урон нанесла зданию бомбардировка 27 сентября 1943 г.

На главном алтаре, в обрамлении двух парных колонн с желобами, установлена картина Джузеппе Бонито (1707-1789 гг.) «Непорочное зачатие» — единственное уцелевшее полотно из тех, что были заказаны для этой капеллы. В области апсиды также располагается алтарь — на самом деле это лишь модель, его планировали выполнить из драгоценного мрамора различных видов, но планам этим не суждено было сбыться.

Зал алебардщиков

Казерта. Королевский дворец. Зал алебардщиков © Arte.it

Своды первого зала апартаментов украшает фресковая роспись Доменико Мондо (1723-1806 гг.), изображающая «Оружие дома Бурбонов, которое поддерживают добродетели»; подготовительный эскиз к этой росписи хранится в музее Лувра. Стены отделаны лепными трофеями и оружием работы скульпторов Анджело Брунелли (1740-1806 гг.) и Андреа Кали (ок. 1775-1877 гг.); этот декор был создан между 1786 и 1789 гг. Убранство зала состоит из мебели неаполитанского производства второй половины XVIII в. На консолях установлены мраморные бюсты королев Обеих Сицилий. Люстры в этом и следующем зале сделаны в XIX в. из позолоченной бронзы, а полы — из терракоты, расписанной под мрамор.

Зал личной охраны

Казерта. Королевский дворец. Зал личной охраны © dan / flickr.com

Второй зал апартаментов, спроектированных Ванвителли для короля, за его богатый лепной декор также называют «Залом лепнины»: стены его украшают двенадцать барельефов.
У правой стены, по центру установлен памятник Алессандро Фарнезе в одеяниях римского полководца. На сводах зала художник Джироламо Стараче Франчис изобразил «Славу государя и двенадцать провинций королевства».

Салон Александра

Казерта. Королевский дворец. Салон Александра © Arte.it

Салон Александра — это третий зал в королевских апартаментах; он целиком посвящён прославленному македонскому военачальнику. Он расположен прямо по центру главного фасада дворца и отделяет помещения XVIII в. от залов XIX в. Своды салона расписаны в 1787 г. сицилийцем Мариано Росси (1731-1807 гг.), изобразившем здесь «Свадьбу Александра Великого и Роксаны», дабы тем самым восславить мир и процветание королевства. Над камином помещается мраморный горельеф с изображением Александра в профиль в обрамлении лавровых ветвей.

Зал Марса

Казерта. Королевский дворец. Зал Марса © Arte.it

Этот зал — первое из помещений, которые относятся к апартаментам наполеоновского маршала и короля Неаполитанского королевства Иоахима Мюрата. Неоклассицистический декор здесь прославляет военные доблести, позволившие французам завоевать королевство; зал посвящён античному богу войны Марсу. Отделкой и украшением зала по заказу Мюрата занимался архитектор Антонио де Симоне.

Зал Астреи

Зал Астреи, предназначенный для «высокопоставленный служащих, посланников, государственных секретарей и других привилегированных персон», назван по росписи на своде, изображающей «Триумф Астреи». Согласно античным мифам, эта богиня символизировала правосудие и жила среди людей в Золотой век.

Казерта. Королевский дворец. Зал Астреи © Matyas Rehak / Shutterstock.com

Проект декора этого зала также выполнил архитектор Де Симоне по заказу Мюрата; также в работах участвовал Этьен Шерубен Леконт. Роспись на своде выполнил француз Жак Берже (1754-1822 гг.); на ней изображена богиня Астрея в окружении аллегорий истины и невинности, а также бегущих прочь «самоуправства, невежества и ошибки».
Пол с орнаментом лабиринта выполнен из каррарского мрамора.

Тронный зал

Тронный зал призван возвеличить абсолютную власть монарха. Он имеет более 40 метров, залит светом из шести высоких окон и украшен позолотой. Проектировался он долго, и в ходе работ претерпел различные изменения. Начало было положено в 1811 г., в период правления Мюрата, а закончились работы лишь в 1859 г. Длинные стены украшены 28 пилястрами коринфского ордера, чьи резные капители украшены символами династии Бурбонов. Архитрав, опоясывающий зал над пилястрами, составлен из портретов правителей, а в центре зала помещена фреска «Закладка первого камня дворца 20 января 1752 г.), выполненная в 1844 г. неаполитанцем Дженнаро Малдарелли (ок. 1769 – 1858 гг.).

Казерта. Королевский дворец. Тронный зал © Istituto centrale per il Catalogo e la Documentazione

В глубине зала расположен трон. Он выполнен из резного позолоченного дерева, и его подлокотники в форме крылатых львов с сиренами (символами Неаполя) по бокам фигурируют на целом ряде официальных портретов правителей из династии Бурбонов. Согласно мифологии, сирена Партенопа, так и не сумев соблазнить Одиссея своими сладостными песнями, покончила с собой в Неаполитанском заливе. Три дня её тело носило по волнам, пока наконец не прибило к берегу на островке Мегарида, где впоследствии и возник город Неаполь.

Казерта. Королевский дворец. Трон (деталь) © Arte.it

Трон из Казерты, судя по основанию из крашеного в чёрный дерева с четырьмя ручками, предназначался для кораблей. По всей видимости, Фердинанд I, король Обеих Сицилий, пользовался им в неаполитанском королевском дворце после своего возвращения на неаполитанский престол.

Апартаменты Мюрата

Казерта. Королевский дворец. Апартаменты Мюрата © Arte.it

Работы, проводившиеся по воле Мюрата, затронули также ряд помещений, расположенных за тронным залом. Росписи потолков на сюжеты из античной мифологии и греческой литературы, были выполнены по большей части неаполитанцем Джузеппе Каммарано. В апартаментах Мюрата также можно посмотреть на мебель и картины.

Придворный театр

Придворный театр, очень похожий на неаполитанский театр «Сан-Карло», расположен на западной стороне резиденции в Казерте. Он размещается внутри здания дворца и предназначался исключительно для придворных. Молодые венценосные супруги, Фердинанд и Мария Каролина, открыли этот театр в 1769 г.

Зал имеет классическую форму лошадиной подковы с пятиуровневой галереей и колоннами из алебастрового мрамора, который добывали неподалёку отсюда, в карьерах Джезуальдо. Благодаря специальному входу король имел возможность попасть напрямую в королевскую ложу.

Казерта. Королевский дворец. Придворный театр © Italparchi.it

Сцена, обрамлённая аллегорическими статуями музыки и трагедии, снабжена порталом, выходящим в парк; это позволяло создавать эффектную сценографию с участием самой природы.

Полезная информация

Адрес: Viale Douhet, 2/A, Caserta (CE)
Телефон:+39 0823 448084

Расписание:

Январь, февраль, ноябрь, декабрь: 8:30 — 14:30
Март: 8:30 – 16:00
Апрель: 8:30 – 17:00
Май: 8:30 — 17:30
Июнь, июль: 8:30 – 18:00
Август, сентябрь: 8:30 — 17:30
Октябрь: 8:30 — 16:30

Цена билетов: Парк и Английский сад: полный € 12, льготный € 6

Как добраться:
Самолётом: 24 км от международного аэропорта Неаполя — Каподикино
Автомобилем: из Рима по автостраде A1 (Милан — Неаполь), съезд Казерта-Норд. Из Неаполя / Салерно / Бари. Автострада A30, съезд Казерта-Суд
Поездом: В Казерту из Рима и Неаполя идут высокоскоростные поезда. Далее 5 минут пешком от вокзала.

Оставьте комментарий