Киев памятник богдану хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

В самом центре Киева на Софиевской площади возвышается архитектурное сооружение в честь Богдана Хмельницкого, одного из выдающихся полководцев и государственных деятелей Украины. Под предводительством Хмельницкого проходила освободительная война народа Украины против гнёта Речи Посполитой. Архитектурное сооружение возвышается на гранитном пьедестале и представляет изображение гетмана, который сидит на лошади. На полном скаку одной рукой он решительно останавливает своего вороного, а другой, в которой полководец удерживает гетманскую булаву, указывает в направлении северо-востока. Скульптура гетману Запорожского Войска — один из скульптурных символов столицы и произведение искусства девятнадцатого столетия торжественно был открыт и освящён в июле 1888 года на площади Софийская в честь празднования девятисотлетия Крещения Киевской Руси.

История возведения памятника исторической личности.

Идея установить памятник, как свидетельство союза Украинского государства с Московским, у украинских деятелей культуры зародилась ещё в девятнадцатом столетии. После разрешения императорского правительства был создан археографический комитет, а разработать первый проект достойного изображения славного борца за православную веру было поручено известному в то время скульптору и живописцу российской державы М.Микешину.

По замыслу автора, в грандиозной скульптурной композиции должна была присутствовать статуя гетмана, восседающая на гарцующем коне, которая возвышается на гранитном утесе с крутыми склонами, под копытами лошади распростёрто тело католического монаха, укрытое изорванным в клочья польским знаменем; за фигурой коня — очертания падающей с крутого каменного склона фигуры польского шляхтича, а немного ниже — тело польского еврея-арендатора. Гранитный утёс должен был установлен на пьедестале в форме пирамиды, с трёх сторон которого должны были расположиться бронзовые рельефные скульптурные изображения с эпизодами сражений. А спереди, немного ниже Б.Хмельницкого, дополнительно должны были разместиться пять фигур — поющий слепой народный украинский музыкант, играющий на кобзе, и четыре слушателя по сторонам.

В 1870 начали собирать средства на сооружение композиции со множеством фигур. В силу того, что деньги жертвовали очень неохотно и собранная сумма оказалась весьма небольшой, комитет принял решение о сокращении бюджета проекта, также ввиду того, что проект был достаточно неоднозначным и резким, отказались от многих первоначальных элементов памятника, отвергнув антипольскую и антисемитскую тематику, оставив лишь центральную фигуру выдающегося государственного деятеля. В результате этого композиция была представлена такой, какой её можно увидеть сегодня на Софиевской площади.

Через семь лет, в 1877 году, изготовили гипсовую модель, а спустя два года на петербургском литейно-механическом предприятии «Берда» композицию монумента отлили из металла, на которую 25,6 тонны (1600 пудов) металлического лома корабельной меди было безвозмездно пожертвовано Морским ведомством. В 1880 памятник привезли в Киев, где он простоял во дворе дома Старокиевского участка полиции ещё в течении нескольких лет, потому что на предусмотренный проектом постамент так и не хватало средств. А в 1885 году автор Пряничного домика (он же особняк Либермана), музея русского искусства и национальной филармонии Украины — В.Н.Николаев изготовил недорогой проект возвышения, служащее основанием для памятника. Гранит для пьедестала подарила администрация киевской крепости, при этом, сам Владимир Николаев совершенно бесплатно работал над сооружением памятника, к тому же, на сэкономленные средства архитектор спроектировал ограждение с фонарями вокруг памятника великому полководцу.

Как утверждает распространённая легенда, когда памятник Хмельницкому установили на место, оказалось, что лошадь нехорошо повёрнута хвостом к православной святыне — Михайловскому храму. Из-за этого статую развернули, и булава полководца, которая по проекту должна была грозиться Польше, стала указывать в сторону Швеции.

То, что памятник установлен именно на Софиевской площади неспроста, ведь именно в этом месте, в 1648 году, киевляне торжественно встречали гетмана с полками запорожских казаков после разгрома польско-шляхетского войска под селом Пилявцы.
В 1919 -1924 годах в угоду поменявшейся политической ситуации прежние надписи на постаменте, прославляющие единение Украины с царской Московией удалили, заменив их нейтральной — «Богдан Хмельницкий. 1888», её можно увидеть и сегодня.

Композиция архитектурного сооружения.

Скульптурная композиция, посвящённая украинскому полководцу Б.Хмельницкому, вызывает незабываемое впечатление своей динамичностью и величавостью. Всадник, будто-бы, на полном скаку остановил скакуна, чтобы обратиться с речью к народу. В соответствии с графическими материалами и архивными данными того времени автором достаточно точно была воспроизведена портретная схожесть памятника с прототипом, передав характер решительной волевой личности, а также выразительные особенности деталей одежды.

Пьедестал скульптурной композиции невысокий, по форме напоминающий степной курган и доступен для обозрения по кругу, что обеспечивает возможность рассмотреть во всех подробностях многочисленные детали композиции, проработанные с особой тщательностью.

Посмотрев на мужественную фигуру героя-освободителя, осознаёшь, что Украина может по праву испытывать гордость за своих «сыновей». У этой мужественной, решительной личности чувствуется огромная сила воли, несокрушимое желание бороться за свободу и стремление освободить свою родину от бремени ненавистной власти.

Где находится визитная карточка города: площадь Софиевская.
Как добраться: от ст. Майдан Незалежности подняться по ул. Софиевская; или от ст. Золотые ворота пройти по ул. Владимирская до площади Софиевская.

Памятник Богдану Хмельницкому

Идея установки памятника Богдану Хмельницкому была озвучена в Киеве еще в 1840-е годы. Но только после подавления польского восстания 1863 года имперские власти решили, что есть смысл увековечить память украинского казацкого гетмана.

Первоначально место выбрали на современной Бессарабской площади. В 1869–1881 году (а неофициально — даже до 1915 года) она называлась площадью Богдана Хмельницкого. Но еще в 1870-м комитет по сооружению монумента счел более подходящим местом Софийскую площадь, где киевляне в декабре 1648 года встречали казачье войско, под предводительством Хмельницкого одержавшее победу над войсками Речи Посполитой в битве под Пилявцами (теперь село Пилява Хмельницкой области).

Проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. 1870-е годы

Создать памятник поручили скульптору Михаилу Микешину, уже известному автору монумента 1000-летия Руси в Новгороде. Художник, разумеется, не бескорыстно, с радостью откликнулся на призыв киевлян. После этого разработанный им проект утвердил император Александр ІІ. Но когда бронзовая модель была выставлена в Киеве для всеобщего обозрения, начались проблемы. Дело в том, что скульптор задумал сложную композицию. Кроме фигуры гетмана, она включала затоптанную копытами коня, накрытую польским знаменем фигуру иезуита, падающую со скалы фигуру польского пана, а в добавок — еще и изображение убитого еврея с православными церковными ценностями в скрюченных руках. Киевляне, всегда отличавшиеся здравомыслием, высказали мнение, что подобная символика может привести к межконфессиональным и межнациональным раздорам, которые в городе были ни к чему. Но основная проблема на тот момент все же заключалась в стоимости работ и гонораре, запрошенном автором, — более 145 тысяч рублей. Учитывая, что государственного финансирования не предусматривалось и строить собирались на общественные пожертвования, это были очень большие деньги. Микешин поначалу категорически воспротивился переделке проекта, но подвел под отказ идеологическую базу. Ведь сам император дал предварительное благословение! Однако, не желая упускать заказ, потом все же согласился удешевить его на треть. Да и выбирать ему не очень приходилось, поскольку по приказу царя для скульптуры уже отпустили более полутора пудов медного лома из фондов Морского ведомства.

К лету 1873 года между комитетом по сооружению и скульптором была достигнута договоренность об отливке памятника. Работа затянулось, а в 1878 году император повелел, чтобы «прикрытая польским знаменем фигура была совершенно снята и уничтожена». Так что в итоге от первоначального проекта осталось лишь изваяние Богдана на коне, которое отлили в Петербурге в 1879 году и чуть позже привезли в Киев

Наконец, в начале 1880-х годов злополучный памятник прибыл в Киев. Кто бы мог тогда подумать, что его приключения продолжатся в следующее десятилетие. Фигуру установили на Софийской площади на временном кирпичном постаменте. Вот тут то и начались мытарства по поиску денег на материал и работы по сооружению постоянного постамента. Александр ІІ, имевший обыкновение лично подписывать все архитектурные решения в крупных городах империи, незадолго до смерти распорядился сделать постамент в виде простого насыпного кургана. Киевские специалисты сочли это непрезентабельным и стали активно возражать. В итоге преемник царя Александр ІІІ в 1883 году распорядился бесплатно передать под постамент неотесанные гранитные блоки, которые остались в Киеве после строительства Цепного моста. Следует отметить, что киевляне не слишком охотно жертвовали деньги на затянувшееся строительство, так что после всех вспомогательных работ на пьедестал оставалась мизерная сумма в 99 рублей 24 копейки.

Микешин страшно обиделся на киевских заказчиков и полностью устранился от работ. Над фигурой Хмельницкого на Софийской площади соорудили дощатый сарай, накрыв его таким образом от непогоды и атмосферных осадков. Рядом выстроили подсобные помещения для рабочих, которые обтесывали камни, и, конечно, пристроили сарайчик для отправления естественных потребностей. И недостроенный памятник, и площадь стали местом весьма непривлекательным. Говорят, что на дощатой «клетке» Богдана кто-то из сердобольных киевлян написал от его имени просьбу:

Зніміть з мене цю буду собачу,

Нехай я білого світа побачу!

Наконец, сжалился не только над гетманом, но и над городом знаменитый киевский архитектор Владимир Николаев. В 1885 году он подал в комитет по сооружению памятника проект его окончания, и при этом отказался от оплаты за руководство работами. Справедливости ради следует заметить, что Государственный Совет выделил на благое дело 12 тысяч рублей. Но поскольку деньги могли поступить только в следующем финансовом году, городской голова тоже решил поддержать Киев, дав эту сумму в долг из собственных средств. Тогда подобные поступки были нормой для богатых киевлян.

Работы на Софийской площади перед открытием памятника Богдану Хмельницкому. 1888 год

Согласно проекту В. Николаева постамент стал несколько ниже (его итоговая высота составляет 10 метров 85 сантиметров), но нарушение пропорций впоследствии скрыли с помощью простого приема: постамент завили плющом. А в 1887 году по проекту того же В. Николаева вокруг памятника сделали чугунную ограду и установили красивые фонари. Конечно, вся эта активизация работ началась не просто так. В 1888 году в Киеве очень широко праздновалось 900-летие Крещения Руси, на которое было приглашено большое количество именитых гостей. Понятно, что центральная площадь возле Софии должна была выглядеть презентабельно. Открытие монумента как раз и приурочили к торжественному событию.

После революции 1917 года надписи «1648–1654», «Богдану Хмельницкому — единая неделимая Россия» и «Волим под царя восточного православного», установленные изначально на постаменте, новая власть сочла неполиткорректными. Поэтому в начале 1920-х годов их заменили скромной табличкой «Богдан Хмельницкий. 1888». Но с тех пор надпись, отражающая давно забытую дату открытия памятника, вызывает насмешливые комментарии киевлян. Они сравнивают продолжительность жизни Хмельницкого в 1888 лет с долгожительством библейского Мафусаила.

Софийская площадь и памятник Богдану Хмельницкому. 1953 год

После Второй мировой войны площади дали имя Богдана Хмельницкого, несколько раз реконструировали, со временем убрали трамвайный круг, и в 1993-м вернули прежнее имя. В 1998 году по проекту архитектора Ю. Лосицкого в соответствии со старыми архивными чертежам восстановили снесенные в 1946 году ограду и фонари возле памятника.

Несколько интересных фактов

  • Изначально на постаменте были слова о России неделимой, но после революции их заменили. Нынче там можно увидать только надпись: «Богдан Хмельницкий. 1888».
  • По первому авторскому замыслу статуя должна была быть дополнена другими скульптурными деталями. Конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтичя, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Очень уж шовинистический был бы этот проект. Это точно сделало бы его слишком резким и очень некорректным с политической точки зрения (к тому же денег, которые долго собирали с миру по нитке, катастрофически не хватало). Фигуры «врагов» и «друзей» гетмана, барельефы которых предусматривал скульптор, не стали дополнением к центральной фигуре из-за тех же финансовых соображений. Изначальный вариант памятника можно увидеть в музее городской скульптуры Санкт-Петербурга.
  • Морским ведомством на памятник было пожертвовано 25,6 т металлолома.
  • Конную статую, отлитую из меди, доставили из Петербурга. Но до того, как была установлена скульптура, ей пришлось восемь лет пролежать во дворе полицейской управы. По этому поводу киевляне шутили: «Богдана арестовали еще до въезда в город», а еще были еще шутки про отсутствие паспорта.
  • Всерьез думали об установке статуи на Бессарабской площади. Но, поскольку в то время это была неприглядная окраина Киева (и этом случае булавой Богдан Хмельницкий указывал бы на кабак), городская власть вовремя отклонила этот вариант.
  • Но просчитались в другом случае. Когда сначала установили памятник, то обнаружили, что он повернут задней стороной к Михайловскому собору, поэтому пришлось чуток развернуть (чтобы не обижать чувства верующих). Теперь он смотрит куда-то севернее (в сторону Швеции), а не Польши (как было изначально задумано).
  • Городской архитектор В. Николаев, который проектировал и строил постамент для памятника, работал безвозмездно, а сэкономленные деньги потратил на установку ограждения и фонарей.
  • Однажды произошла непредвиденная ситуация. С шапки гетмана исчезло бронзовое перо. Пошли слухи, что таким образом отомстили польские футбольные фанаты. Но скульпторы, которые реставрировали памятник, объяснили все окислением места стыка и полости внутренней части. Якобы упало вовнутрь. Как знать, может, так все и было.
  • Благодаря отечественным 3D технологиям это был первый «временно оживший» памятник в Украине.
  • В 2005 году в композицию был добавлен камень, на котором запечатлено избрание гетманом Украины тогдашнего президента страны Виктора Ющенко. Впоследствии он от титула отказался, а камень так и стоит по сей день.

Оставьте комментарий