Крепость саксайуаман перу

Саксайуаман

  • Адрес: Cusco, Peru
  • Время работы: ежедневно с 7-00 до 17-30

Саксайуаман – древняя крепость великих инков, расположенная неподалеку от Куско, форпост города. Если посмотреть на план города, напоминающий пуму, то Сайсайуаман находится как раз на месте ее пасти. Известна достопримечательность своей мегалитической архитектурой и тем, что при ее штурме погиб Хуан Писсаро. Можно встретить разные варианты перевода названия «Саксайуаман»: «Сытый ястреб» (в переводе с диалекта кечуа), «Сытый сокол», «Королевский орел», «Мраморная голова» и даже «Хищная птица цвета серого камня».

Саксайуаман и Куско были соединены друг с другом лабиринтами, которые располагались под башнями крепости: подземные ходы вели к дворцам Хурин Куско и Кориканча. Также их башен по лабиринту можно было добраться в тайное убежище правящего семейства. Входить в крепость Саксайуаман имели право только инки, хотя при необходимости разместиться в ней могли бы все жители Куско. На случай осады здесь хранились запасы воды и припасов. Считается, что крепость была возведена в период с 1493 по 1525 годы, однако многие ученые придерживаются мнения, что на самом деле она гораздо древнее.

Саксайуаман сегодня

Со стороны города крепость Саксайуаман в защите не нуждалась – гора здесь имеет слишком большой угол наклона. А вот с другой стороны ее защищают 3 параллельных ряда зубчатых стен высотой 6 метров, возведенных из серого известняка. Длина стен – от 360 до 400 метров. Некоторые каменные блоки, из которых возводились стены, весят около 350 тонн. Размеры блоков поражают: высота – 9 метров, ширина – 5, толщина – 4 метра. При этом цивилизация инков не знала колеса! То есть камни должны были перемещаться из каменоломен к месту постройки крепости волоком! По официальной научной версии, опирающейся на эти данные, в строительстве участвовало порядка 70 тысяч человек.

Впрочем, испанцы, захватившие крепость и основательно разрушившие все, что только могли – камни использовались ими для постройки домов в Куско, — не могли разобрать стены, поскольку для них каменные блоки оказались слишком большими и тяжелыми. Поэтому они считали, что инка возводили Саксайуаман при помощи демонов. Строения на вершине горы и перекрытия подземелий были разобраны ими полностью. В ХХ веке они были отреставрированы, однако для заполнения пустот были использованы просто мелкие камни, поэтому нельзя сказать, что крепость выглядела именно так.

Рядом со стенами крепости находятся высеченные к скале сидения, носящие названия «Трон Инки». По сохранившимся свидетельствам, сидя на этом троне Инка встречал восход солнца; во время праздников сюда привозили мумии предыдущих инка.

Крепость Саксайуаман является одной из известнейших достопримечательностей Перу. Она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе и благодаря находящемуся в нем солнечному календарю великих Инков. И календарь, и сама крепость мегалитической архитектуры привлекает массу туристов.

Тайна Саксайуамана

Горная вершина, на которой расположена крепость, выравнена искусственно. Камни прилегают друг к другу очень плотно, к тому же они очень тщательно обработаны. Камни имеют оригинальную форму, и непонятно, каким образом были «найдены» подходящие друг к другу «пазлы». Тайна камней Саксайуамана является предметом спора ученых на протяжении многих лет: некоторые из них считают, что при имеющемся в империи инков уровне технологий инки просто не могли сами построить крепость. Существует также версия, что инки могли растворять камни при помощи соков каких-то растений – в некоторых местах блоки кажутся «отлитыми» или «вылепленными», а не обтесанными. По крайней мере, возвести подобное строение при помощи «первобытных» технологий практически невозможно.

Как и когда посетить крепость?

Побывать в Саксайуамане стоит любому, посетившему Перу. Добраться до крепости можно из Куско пешком – дорога займет от получаса до часа (в зависимости от вашей «пешеходной» скорости). От Plaza de Armas нужно пройти по улице Plateros, потом по Saphi, а потом вверх по автомобильной дороге. Можно за 10 минут проделать этот путь на автомобиле. В крепости есть 2 входа, но общий туристический билет можно приобрести около Control OFEC. Крепость можно посетить в любой день недели, с 7 утра до 17-30.

Ежегодно 24 июня в крепости проводится важный для Перу праздник — фестиваль Солнца, так что если вы попадете в нее в это время, сможете стать участником красочного яркого действа.

digitall_angell

В XII веке огромного величия на территории современного Перу достигает цивилизация инков. Собственно, «инкой» называли правителя существующей империи, произошедшего от бога солнца. Культура инков отражает важное влияние солнца. И, неудивительно, что главный город империи Куско по рассказам был выстроен из золота, символизирующего солнце. А над городом смиренно возвышалась крепость Саксайуаман.
На вершине горы (3500 м над уровнем моря), находится монументальный комплекс сооружений Саксайуаман — (кечуа Saksaywaman, Sacsayhuaman испанский — «Хищная птица серокаменного цвета» , или «Сытый ястреб», или «Гордый сокол») — военный и религиозный центр империи инков. По преданию была воздвигнута первым Инкой Манко Капаком (по другой версии, построили ее два Инки — Тупак Юпанки и Уайна Капак). Также есть предположение, что построена она в 900-1200г.н.э. доинкской культурой Килке.
Весь комплекс состоит из 33 археологических объектов. Самый главный храм Куско ( посвященный андской космологии) мог находиться здесь и служить местом поклонения Inti (Солнце), Quilla (Луна), Chaska (звезды), Illapa (свет) и др.божествам.
Самый известный из объектов — крепость Саксайуаман.
Согласно историческим сведениям, дошедшим до нас в испанских хрониках, строительство Саксайуамана начал великий инкский император завоеватель Пачакутек Инка Юпанки (1438 – 1471 гг.), но продолжалось оно и при его приемниках вплоть до начала гражданских войн в империи инков в 1528 году. В популярной литературе Саксайуаман чаще всего именуют крепостью или цитаделью. Действительно, его циклопические стены вызывают ощущение несокрушимой мощи. Однако крепостью, как таковой Саксайуаман не был. Из испанских источников известен только один случай, когда холм был подвергнут штурму.
Колоссальная крепость сложена из огромных каменных блоков, подогнанных друг к другу практически без зазоров, и настолько искусно, что уже много веков незыблемо стоят без малейшего ухода и ремонта. Инки строили этот комплекс для защиты от врагов. Здесь можно увидеть три параллельные мощные каменные стены зигзагообразной формы (есть гипотеза, что Саксайуаман был посвящен богу молнии). Построены они из каменных блоков, самый большой из которых имеет высоту 8,5 м и весит около 200 тонн. Самая длинная стена 400м и высотой 6м.

Испанские конкистадоры, захватив в 1534 году Куско, поставили на инкский престол Манко Инки Юпанки сына последнего Великого Инки Уайна Капака. Однако уже в 1536 году Манко Инка поднял восстание против испанских завоевателей. В мае этого года огромная индейская армия (по сведениям хронистов, насчитывавшая от 100 до 200 тысяч человек) осадила Куско. Индейцы захватили холм Саксайуаман и с его вершины начали обстреливать зажигающими снарядами сам город, в котором засели испанцы. Чтобы избежать сокрушительного поражения конкистадоры предприняли контратаку холма и на вторые сутки захватили его. Это удалось сделать во время ночной вылазки, когда испанцы применили деревянные штурмовые лестницы. И в этом нет ничего удивительного, поскольку для солдат, имевших опыт штурмов европейских замков преодоление 5-6 метровых стен не являлась сверх сложной задачей.
То есть данный эпизод единственного случая боевых действий в Саксайуамане наглядно свидетельствует, что с военной точки зрения это грандиозное сооружение не являлось собственно крепостью. Более того, некоторые испанские хронисты указывали, что Саксайуаман являлся, в первую очередь, грандиозным храмовым комплексом, Настоящим Домом Солнца (как его называли некоторые хронисты), входить в который имели право только инки. Сейчас уже невозможно представить себе архитектуру инкского Саксайуамана. Хронисты не оставили достаточно подробных описаний, а после подавления восстания 1536 года испанцы начали активную разборку построек этого комплекса. Прекрасно обработанные каменные блоки Саксайуамана пошли на строительство соборов и жилых зданий центральной части колониального Куско.

Однако предназначение мегалитической стены Саксайуамана – не единственная загадка, оставленная древними зодчими. Не менее таинственным является вопрос и о самой технике подобного строительства. В современной науке, благодаря стараниям американских исследователей всего полвека назад утвердилась точка зрения о том, что все известные техники кладки на инкских памятниках принадлежали собственно инкам. Хотя до этого многие исследователи полагали, что циклопические каменные сооружения были возведены развитой древней культурой, существовавшей здесь задолго до прихода инков.
Действительно, согласно сегодняшним представлениям, инки пришли в долину Куско и основали здесь свою столицу примерно в 1200 году н.э. Но ведь и до их прихода эта плодородная местность была густо заселена. Археологические исследования, в том числе и на территории Саксайуамана, подтвердили эту точку зрения. Найденные здесь артефакты свидетельствуют о существовании здесь более ранних культур за столетия до прихода инков. Более того, империя инков, охватившая своей властью большую часть запада Южной Америки, просуществовала меньше ста лет. До восшествия на трон девятого Инки Пачакути Юпанки (1438 – 1471) государство Куско являлось лишь одним из многих и далеко не самым крупным образованием в Андах. И до этого времени инкам приходилось вести постоянные войны на выживанием со своими ближайшими соседями.

С приходом испанцев башни разрушили. Проведенные исследования уже в наше время показали, что под башнями размещалась сложная система лабиринтов, соединяющая их с тайным убежищем правящей семьи, где она могла укрыться в случае опасности. Запутанные и похожие на лабиринт ходы также выводили к дворцам Кориканче и Хурин Куско.

Рядом со стенами Саксайуаман находится также знаменитый «Трон Инки» — высеченные в скале сидения. По рассказам, здесь встречал восход сам Инка, а по отдельным празднованиям сюда привозили мумии прошлых правителей империи.
Сейчас на территории комплекса крепости Саксайуаман ежегодно 24 июня проводится фестиваль Солнца, привлекающий сюда тысячи жителей нашей планеты.
Кстати, инки не знали ни скрепляющих растворов, ни колеса, ни рычага, а при строительстве использовали только наклонную плоскость. Испанцы, когда разоряли крепость, также использовали этот простой способ, сбрасывая камни вниз , где их обрабатывали и строили из них здания. Поэтому сегодняшний вид стен не соответствует своему первоначальному облику.
Инка Гарсиласо де ла Вега писал:
«В той части, где гора имеет большой пологий склон и где враги могли войти в крепость, построили три стены, одну за другой, по наклонной, как поднимается гора… Первая стена демонстрировала мощь власти инков, и хотя две другие стены не меньше первой, но первая поражает величиной каменных глыб, из которых она состоит; тот, кто не видел этого сам, не поверит, что из таких камней можно что-то строить; внушают ужас они тому, кто рассмотрит их внимательно».
Центром сооружения является «трон инки», его окружает 21 бастион с мощными башнями, каждая из которых была способна укрыть до тысячи воинов. В крепости были три главные башни, одна из которых, круглая Муюк-марка, принадлежала Инке и его двору.
В двух других размещались солдаты. Также был подземный переход, соединяющий крепость с отдельными районами Куско. Каждый год раскопки в Саксайуаман приносят все новые и новые находки, многие из которых только добавляют загадок к истории этого сооружения. Ученые считают, что здесь была также астрономическая обсерватория и дом примирения инков.
Всего выстроено три параллельные линии стен, каждая длиной примерно по 360 метра. В стенах имеются оборонительные бастионы и ворота, которые при нападении заваливались камнями. Здесь же расположены три башни, выполняющие также функции казарм для обороняющихся жителей Куско.
Есть версия, что Саксайуаман, настолько древнее сооружение, что информацией о реальных создателях зигзагообразных стен не владели даже инки. В хрониках Гарсиласо де Ла Веги авторы строительства Саксайуамана вообще не называются – он лишь пересказывает своими словами местные легенды:
«…эти три стены возведены как будто волшебством, созданы демонами, а не людьми – такое множество в них камней, и так они огромны… Невозможно поверить, что эти камни вырублены в каменоломнях, так как у индейцев не было ни железных, ни стальных инструментов, чтобы извлечь и обтесать их».
Саксайуаман занимает более трех тысяч гектаров и включает в себя самые разные сооружения, что-то из этих сооружений создали действительно инки, что-то — более древняя и более высокоразвитая цивилизация.

Зигзагообразные стены выстроены из громадных блоков, которые доставлялись по пересеченной горной местности из каменоломен, удаленных на расстояние в несколько десятков километров, причем доставка больших блоков носила не единичный, а массовый характер. Вес каменных глыб нижнего яруса составляет несколько сотен тонн, вес самого большого блока, достигающего более 8 метров в высоту, оценивается примерно в 3500 тонн. Огромные блоки из андезита – очень твердого и сложного в обработке материала, образуют полигональную кладку с подгонкой камней друг к другу без какого-либо раствора.
За тремя ярусами мощных стен находится небольшой холм, на котором остались руины от нескольких сооружений, которые можно отнести к периодуинков. Остатки этих сооружений были обнаружены в ходе археологических раскопок в начале 30-х годов ХХ века, когда были найдены основания башен, описанных Гарсиласо де Ла Вега. От главной башни осталось три концентрических кольца, которые, как полагают историки, были основанием ее трех ярусов или уровней. Стены башни были украшены изображениями растений и животных, выполненных в натуральную величину из золота и серебра. Первоначальная высота башни и её предназначение неизвестны. По одной из версий, это была водонапорная башня, по другой — «солнечные часы». Раскопки на вершине холма продолжаются до сих пор.
Больше всего, в Саксайуаман поражает кладка зигзагообразных стен, особенно в нижнем ярусе, который сложен из самых больших блоков. Видимо создателям этих стен перемещение монолитов в сотни тонн весом и обработка твердого андезита не составляли абсолютно никаких проблем. Сложно представить, при помощи каких технологий, и каким инструментом блоки из твердого андезита обрабатывались так, что достигалось идеальное сопряжение стыков. Некоторые поверхности блоков даже отшлифованы.
Технологии обработки камня в Саксайуаман похожи на следы, оставшиеся на стенах гранитных каменоломен в египетском Асуане. Видимо, древняя высокоразвитая в технологическом отношении цивилизация, возводившая египетские монументы древности, обладала теми же технологиями, что и строители зигзагообразных стен Саксайуамана. Возможно, это была одна и та же цивилизация, и в Египте, и в Южной Америке?

Эрих фон Дэникен в книге «Послания и знаки из Космоса» пишет: «Наша фантазия, измученная техническими достижениями современности, окончательно впадает в ступор, когда мы оказываемся перед глыбой примерно в 20 тыс. тонн. На обратном пути, на расстоянии нескольких сотен метров от укреплений Саксайуамана, в кратере на склоне горы находится чудище: цельная каменная глыба размером с пятиэтажный дом. Она безукоризненно обработана в лучших традициях ремесленников — на ней есть ступени и платформы, она украшена спиралями и отверстиями. Можно ли опровергнуть утверждение, что обработка этой невиданной каменной глыбы не могла быть занятием инков на досуге, а должна была служить некоей — сегодня еще необъяснимой — цели? Чтобы решение загадки не было для нас слишком легким, огромная глыба еще и стоит на голове, т. е. ступени ведут с потолка сверху вниз; отверстия указывают в разные направления, словно места попадания снарядов; странные углубления, формой напоминающие кресла, парят в пространстве. Кто может представить себе, что эта глыба была высечена, перевезена и обработана руками человека и силой человека? Какая сила опрокинула ее? Какие титанические силы действовали здесь? И для чего?»

«…невозможно понять, как индейцы, не знакомые с устройствами, двигателями, и орудиями, могли вырубить, украсить, поднять и уложить большие камни, скорее холмы глыб, чем здание из камней, и установить их так точно в их местах. По этой причине, и потому что индейцы были хорошо знакомы с демонами, работы приписываются магии…», — Гарсиласо де Ла Вега.
В кладке нижнего яруса стен Саксайуамана, в местах, соответствующих «остриям зубцов», поставлены самые большие камни. Строители зачем-то усилили огромными монолитами «зубцы» именно в центральной части стены. Зачем? Одна из версий альтернативных историков: такая форма стен удобна для того, чтобы уменьшить воздействие на нее, например, ударной волны, поскольку ударная волна, которая обрушивается на боковые стороны «зубцов» не «в лоб», а под углом, значительно снижает ее воздействие на каменную кладку.
Что именно защищали стены Саксайуамана – какой-то наблюдательный пункт на вершине холма или сам город, не столь важно. Важно, что они принимали на себя основную ударную волну, возникавшую при взрыве, и существенно снижали ее воздействие.
Остается загадкой — что могло порождать ударную волну, и откуда она приходила? Исследователи предложили версию, что это могла быть ударная волна, возникавшая при старте ракет или каких-то других летательных аппаратов, поднимавшихся в воздух с открытого пространства напротив стен Саксайуамана, на котором современные индейцы до сих пор проводят свои «культовые» мероприятия.
Напротив стен Сайксайуамана, за ровным пустым пространством, расположен так называемый «большой бассейн», который якобы создали инки для ритуальных целей.
«Ритуальный бассейн» по версии любителей внеземных цивилизаций больше похож на затянувшуюся со временем воронку от мощного взрыва, причем воронку, которая располагается как раз напротив центральной части зигзагообразных стен Саксайуамана.
Сегодня трудно представить, как древние перуанцы при помощи самых простых инструментов смогли возвести столь грандиозные сооружения из монолитных блоков весом в десятки тонн. Весь комплекс работ подразумевал вырубку блоков в каменоломнях, их доставку на достаточно большие расстояния, обработку и, в конце концов, кладку.
Саксайуаман является самым грандиозным, но далеко не единственным памятником с подобными циклопическими постройками. В так называемой «царской долине», в которой расположен Куско сохранились и другие памятники с огромными мегалитическими постройками – Мачу Пикчу, Олльянтайтамбо и другие. Некоторые из них расположены на высоких вершинах, на которые и просто взобраться составляет определенную трудность. А затаскивать по крутым склонам блоки в десятки тонн весом даже сегодня представляется практически невозможным.
Один из самых известных испанских хронистов Инка Гарсиласо де ла Вега в своей «Истории государства инков» описывает следующий случай. Один из правителей инков решил доставить к месту очередного строительства один из «уставших камней».
Так еще сами инки называли многотонные обработанные монолиты, которые не находились в постройках, а лежали на подступах к ним. Сегодня такие блоки можно увидеть у подножий склонов Олльянтайтамбо. Для такой операции правитель снарядил 20000 индейцев, которые тащили этот камень на канатах. В одном месте над обрывом камень сорвался и раздавил более 3000 человек. Конечно, не стоит обращать особого внимания на конкретную численность участников операции, древние хронисты часто завышали подобные количественные показатели.
Принципиальный вопрос в другом: согласно данному свидетельству, инки не только не были в состоянии возвести подобные циклопические постройки, им не были под силу даже операции по транспортировки подобных блоков. И более того, в этом эпизоде однозначно указывается, что во времена инков эти постройки уже были в значительной степени разрушены. Но кто же и когда сумел построить такие памятники? Современной науке не известны более ранние, чем инки и более развитые цивилизации на этой территории. Ряд исследователей, не связанных, как правило, с академической наукой, полагают, что было сделано некой древней «мегалитической цивилизацией». А инки, пришедшие в этот район последними, лишь присвоили наследие древних, воспользовавшись их уникальным строительным опытом.
В пользу такого предположения говорят и другие археологические факты, связанные, в первую очередь, с технологией обработки каменных пород в древности. У подножия циклопических стен Саксайуамана раскинулась обширная площадь. В древние времена она была вся застроена многочисленными храмовыми и жилыми постройками, позже разобранными испанцами. С противоположной от стен стороны площадь ограничена скальным холмом под названием Холм Сучуно. Это куполообразный выход диорита (магматическая горная порода), чья поверхность по рельефу напоминает раковину гребешка, которую можно найти на любом морском пляже.
И в этой твердой породе на разных склонах холма вырезаны многочисленные ступени и ниши. Причем качество исполненной работы является настолько высоким, что невозможно представить, что это было сделано каменными или бронзовыми инструментами. Равно как нет и никаких обоснованных гипотез, относительно предназначения подобных архитектурных деталей. Например, так называемый «трон инков» – два ряда ступеней на восточном склоне Сучуно, имеющий гладко отполированные грани, пересекающиеся строго под прямым углом и почти не пострадавшие за столетия (или даже тысячелетия) своего существования. И следует подчеркнуть, что по твердости диорит превышает базальт и является крайне трудоемким в обработке.
В одно из посещений Саксайуамана на том же восточном склоне нами были обнаружены странные следы пропилов в самой диоритовой скале. По краю расщелины, образовавшейся в результате скола огромного куска породы мы увидели следы пропилов, оставленные неизвестным инструментом. Скала надрезана на глубину 1-2 сантиметра, надрез имеет длину в несколько метров. Для современного человека подобный пропил однозначно ассоциируется со следами дисковой (!) пилы. Но нельзя же предположить, что подобными инструментами пользовались древние перуанские строители. Равно как и допустить, что это «шутки» современных реставраторов. Судя по следам, диаметр такой пилы должен был быть не менее полутора метров!
В 2003 году испанский археолог Ансельм Пи Рамба обнаружил подземный тоннель, соединявший Саксайуаман с центром Куско. Тоннель проложен на глубине около ста метров от поверхности и имеет протяженность около 2 км. Гарсиласо де ла Вега писал о целом подземном городе под инкской столицей, который состоял из целого лабиринта галерей, подземных храмов и хранилищ.

При разборке строений комплекса Саксайуамана испанцы разбирали и облицованные каменными блоками стенки подземных тоннелей, до которых смогли дотянуться.
Еще в середине прошлого века происходили случаи находок разных входов в этот подземный город. Несколько энтузиастов, осмелившихся проникнуть внутрь пропали без вести. После чего все известные входы по распоряжению властей были замурованы. Большинство исследователей отправлялись под землю в поисках мифических сокровищ инков, часть которых, по слухам, родившимся еще в эпоху конкисты, была упрятана в подземных тоннелей Куско.
И это еще далеко не все загадки, оставленные нам таинственными зодчими древнего Перу.
Источник
Еще фоты тут: http://summ-z.ru/provintsiya-apumirak/saivit-saywite-13-32-4562-s-72-48-567-w
По теме:

Война в Старом Мире. Тартария

Все посты по тегам: Мегалиты / ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
ЛУЧШИЕ ПОСТЫ БЛОГА | РЕГРЕССИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ | РЕИНКАРНАЦИЯ | КАРМА | ДЕТИ ЗВЕЗД | ХРАНИТЕЛИ | СОЗНАНИЕ | АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ | ПОДКЛЮЧКИ И ПРЕДИКТОР | ИСТОРИЯ | ХРОНО | FAQ | ПОСТЫ О ЧИСТКАХ | АВАТАРЫ БОГОВ | МАТРИЦА | МНОГОМЕРНАЯ КАРТИНА ПРОИСХОДЯЩЕГО | МЕДИЦИНА | ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ | ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ | ПИТАНИЕ | ВИДЕО | ДНК | ГРАДОСТРОЕНИЕ | ЖИВОТНЫЕ | ОТЗЫВЫ О СЕАНСАХ |
КНИГА ПАМЯТИ ЗВЕЗДНОГО ПЛЕМЕНИ | ARTICLES IN ENGLISH | AUF DEUTSCH | О ПРОЕКТЕ | КУРСЫ ГИПНОЗА

Столица империи инков

Саксайуаман

кечуа Saqsaywaman


Панорама 2005 года

13°30′28″ ю. ш. 71°58′55″ з. д.HGЯOL

Область

Горная система Анд

Первое упоминание

Современная локация

Перу
Регион Куско
провинция Куско

Саксайуаман

Саксайуаман на Викискладе

Саксайуаман (кечуа Saksaywaman, буквально — сытый сокол, сытый ястреб; в испанской транскрипции Sacsayhuaman) — цитадель, место дислокации гарнизона и храмовый комплекс в г. Куско (Перу). В плане Куско, напоминающем пуму, является как бы её зубами. Некоторые современные авторы отрицают крепостное предназначение сооружения.

Строительство

Инка Гарсиласо де ла Вега писал:

В той части, где гора имеет большой пологий склон и где враги могли войти в крепость, построили три стены, одну за другой, по наклонной, как поднимается гора… Первая стена демонстрировала мощь власти инков, и хотя две другие стены не меньше первой, но первая поражает величиной каменных глыб, из которых она состоит; тот, кто не видел этого сам, не поверит, что из таких камней можно что-то строить; внушают ужас они тому, кто рассмотрит их внимательно.

В окрестностях Саксайуамана обнаружены строения доинковского периода керамики кильке (900—1200 гг.). Но есть мнение, что она связана с ранним периодом обитания здесь самих инков. По преданиям, строительство Куско при инках началось именно у подножия и на склонах холма Саксайуамана. Видимо, именно камни первоначальных построек сейчас видны в забутовке трёх крупнейших террас.

Начал строительство десятый инка — Тупак (Топа) Инка Юпанки (1471—1493 гг.) или его отец — Пачакутек Инка Юпанки (1438—1471 гг.). Строительство продолжалось более 50 лет и закончилось во времена Уайна (Вайна) Капака (1493—1525 гг.). Но полному завершению строительства помешал наступивший период гражданских войн. Руководили постройкой Саксайуамана в разное время последовательно четыре главных мастера: апу Вальпа Римачи (разработал план строительства), Инка Мари-канчи, Акавана Инка и Калья Кунчуй.

Архитектура

Стены

План Саксайуамана

Сторона крепости, обращённая к городу, благодаря своей крутизне, не требовала серьёзного укрепления.

Три главные зубчатые стены в виде террас были построены на противоположном пологом склоне. При их строительстве использовался серый юкайский известняк. Самая длинная из стен имеет протяжённость около 400 м. Высота — 6 м. Частично они врезаны в глинистую почву холма, а частично имеют забутовку из глины и строительных остатков. Изъяны такой конструкции, вместе с ненадёжным грунтом под основанием, в настоящее время проявляются в подвижках и разрушениях строения. Стены имеют парапеты, за которыми могли укрываться воины, и несколько входов. По описанию, входы закрывались подъёмными камнями.

Эти стены имеют свои названия. Первая называется Тиу-пунку, то есть Песчаные ворота (по окружающей почве), вторая — Акавана Пунку, по имени главного мастера, третья — Виракоча Пунку, так как посвящена богу Виракоча.

Стены крепости. Фотография 2006 года

Внутренние постройки

Руины башни Мойок Марка

На вершине находился комплекс зданий с окнами, направленными в сторону города и три башни. Они были возведены из прямоугольных блоков зеленовато-серого диорит-порфира с горы Саксайуаман. Первая из башен — Мо́йок Марка (Муюк-марка), то есть — Круглая крепость. Её фундамент состоит из трёх концентрических стен, а диаметр внизу — 75 футов (22 м). Она принадлежала Инке и его двору. Её стены были покрыты золотыми и серебряными изображениями животных, птиц и растений. Там же находились такие же вещи, как и в других дворцах города. В башне имелась цистерна с водой, к которой по подземным водотокам была подведена вода из дальнего обильного источника с хорошей водой.

Две меньшие башни были прямоугольными. Это Салья Марка (Какльак Марка) и Паукар Марка. Салья Марка стояла на основании в 65 футов (19 м) и состояла из пяти этажей со ступенями внутри. В этих башнях были помещения для размещения избранных солдат гарнизона, которые должны быть только инками. Они не жили там постоянно, а сменяли друг друга. Подвалы башен соединялись тоннелями, которые перекрывались каменными балками. Сеть тоннелей была разветвлённой и служила складом, в том числе, и для военного снаряжения. Складами были также две группы небольших помещений, расположенных в юго-восточной части комплекса. Следует, однако, учитывать, что в старинных описаниях иногда наблюдается путаница в порядке расположения объектов и их назначении.

В целом, крепость была столь огромна, что могла бы, в случае необходимости, вместить всё население Куско.

Примечания

  1. Relacion del descubrimiento y conquista del Peru (1571)
  2. Espinoza Soriano, Waldemar. La etnohistoria andina // Investigaciones sociales. — III. — № 4. — 1999. — P. 127.
  3. Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. — Madrid: Miraguano, Polifemo, 2007, p.136.
  4. de Murúa. Historia general del Perú, origen y descendencia de los lncas. — Madrid, 1962. — P. 68—69.
  5. Biblioteca de autores españoles. Tomo 184. Relaciones geográficas de Indias: Perú. Tomo 2. — Madrid: Ediciones Atlas, 1965. — P. 4
  6. Cabello Valboa, Miguel. Miscelánea antártica. Una historia del Perú antiguo. — Lima: Universidad nacional mayor de San Marcos. UNMSM, Instituto de etnología, 1951. — P. 337.
  7. Colección de libros y documentos referentes à la historia de América. Tomo IV. Pedro Gutiérrez de Santa Clara. Historia de las guerras civiles del Perú (1544—1548) y de otros sucesos de las Indias. Tomo tercero. — Madrid: Libreria general de Victoriano Suárez, 1905. — P. 435.
  8. Alonso Ramos Gavilán. Historia de Nuestra Señora de Copacabana. — La Paz: Academía Boliviana de la Historia, 1976. — P. 16.
  9. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 445. — (Серия «Литературные памятники»).
  10. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 496—498. — (Серия «Литературные памятники»).
  11. Хемминг, Джон. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации (2006). Проверено 12 февраля 2018.
  12. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 494. — (Серия «Литературные памятники»).
  13. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 200, 201 — ISBN 5-9524-0200-3.
  14. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 123. — ISBN 5-9524-0200-3.
  15. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 495. — (Серия «Литературные памятники»).
  16. Хемминг Д. Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. — М.: Центрполиграф, 2003. — 558 с. — С. 200—207. — ISBN 5-9524-0200-3.
  17. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков / Пер. со староисп. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1974. — 747 с. — С. 497. — (Серия «Литературные памятники»).

LiveInternetLiveInternet

Есть на земле древние цивилизации, о которых знают буквально все. Ну, или хотя бы слышали. Такова и империя инков. О ней написаны тысячи книг, и история этого крупнейшего государства Южной Америки считается хорошо известной. Однако вопросов и загадок, связанных с культурой инков, гораздо больше, чем это признает официальная история.
Что доподлинно известно на сегодняшний день, так это срок существования империи инков. Как государственное образование она просуществовала недолго — всего около ста-трехсот лет. Но за такой объективно короткий промежуток времени инки сумели захватить почти всю прибрежную и горную часть Южной Америки. Их власть к моменту появления здесь испанцев распространилась от Эквадора до центрального Чили.
Царская дорога инков, соединявшая город Киту на севере империи и чилийскую крепость на реке Мауле, имела протяженность около шести тысяч километров! На всей территории инки строили свои почтовые станции, постройки, считающиеся крепостями, и небольшие поселки для переселенцев. Архитектура является одной из самых примечательных черт инкской культуры.
До нас дошли многие памятники их зодчества. Официальная наука считает, что строительный инструментарий инков был чрезвычайно простым. Благодаря археологическим находкам известно, что из измерительных инструментов у инков имелись простейший отвес и уровень, представлявший собой плоскодонный сосуд, заполненный водой. Обработка камня велась либо при помощи каменных зубил, либо с использованием медных и бронзовых инструментов. Несмотря на такой простой инструментарий, сохранившиеся в Перу постройки демонстрируют высочайший уровень мастерства в обработке камня. В нашем цикле статей о культуре и архитектуре инков мы расскажем о нескольких замечательных и загадочных сооружениях.
Одним из самых известных памятников инкского зодчества является комплекс Саксайуаман. Расположен он на высоком холме в двух километрах к северу от столицы инков города Куско. Центральная часть комплекса представляет собой три зигзагообразные стены, расположенные друг над другом и окаймляющие склон холма. Стены сложены из огромных тщательно обработанных цельных гранитных блоков. Вес самого крупного из блоков достигает триста пятьдесят тонн при высоте восемь с половиной метров. Чтобы вообразить себе эту высоту, представьте трехэтажный дом.
Блоки нижней стены, которая тянется на триста пятьдесят метров, имеют в среднем два- три метра в высоту и весят десятки тонн каждый. Эти блоки имеют самую разнообразную форму, но самым удивительным является то, что они при этом пригнаны друг к другу с такой точностью, что в стыки не проходит даже лезвие ножа! Никакой связующий раствор при строительстве не использовался, а применялась интереснейшая технология, которую сегодня называют полигональной. Согласно этой технологии, некоторые углы блоков имеют фигурные вырезы, соответствующие выступам угла соседнего блока. Это напоминает соединение деревянных азербайджанских шебеке, на которые можно полюбоваться во Дворце шекинских ханов. При помощи таких простых соединений достигалось максимально прочное сцепление между блоками. Но это соединение лишь на первый взгляд простое, потому что возникает вопрос: как древние инки при помощи простейших механизмов умудрялись состыковывать многотонные блоки без каких-либо зазоров между фигурно вырезанными углами? В граните, между прочим, вырезанные, не в известняке! Какими знаниями по математике и геометрии надо было обладать, чтобы такое сооружение построить? Для того, чтобы сложить такие каменные блоки в современных условиях, нужны компьютерные расчеты, у инков же компьютеров явно не наблюдалось.
Еще один поражающий факт — это скругление углов блоков, выступающих из стен. Получается, что для древних строителей не составляло проблемы стесывать грани трех- четырехметровых монолитов только ради того, чтобы придать им округлую форму? Тут же возникает сомнение, что все эти работы выполнялись при помощи простейших каменных и бронзовых инструментов. Хотя бы потому, что ни на одном из блоков невозможно найти следов работы какими-либо инструментами, все блоки тщательно отполированы. Чем, интересно?! На этот вопрос американский археолог Хайят Веррил, который более тридцати лет занимался поисками исчезнувших цивилизаций Центральной и Южной Америки и которым в различных частях Перу были обнаружены руины древних поселений и окружавших их ирригационных сооружений, дает весьма парадоксальный ответ. По его мнению, при производстве земляных работ древние строители пользовались не инструментами для обработки камня, а особой радиоактивной смесью, которая наносилась на гранит в виде пасты и разрушала его.
Две следующих стены Саксайуамана состоят из менее крупных блоков гранита — в большинстве своем высотой около полуметра, но и они так же тщательно обработаны и отполированы и сложены с использованием полигональной техники. Объем трудозатрат по обработке такого количества гранитных монолитов (а их только в нижней стене насчитывается более семи сотен) трудно себе даже представить.
Величие построек Саксайуамана производит впечатление не только на нас — испанцы, захватившие Куско в ноябре 1533 года, также были поражены до глубины души. Один из самых известных хронистов того времени Инка Гарсельясо де ла Вега писал, что «эти постройки были возведены не людьми, но демонами». Неудивительно, что испанцы при виде таких стен назвали комплекс Саксайуаман крепостью. Тем более что в 1536 году здесь состоялось кровопролитное сражение, в котором погибло полторы тысячи индейцев. Это сражение, кстати, и решило судьбу инкского восстания и, по сути дела, ознаменовало собой крушение инкской империи.
Но мы недаром в начале статьи назвали подобные сооружения постройками, «считавшиеся крепостями», потому что крепостью в изначальной своей сути Саксайуаман не являлся. Прежде всего потому, что главный холм огорожен циклопическими стенами лишь с одной стороны. Другая сторона холма достаточно отвесна и труднодоступна, а вот его боковые стороны весьма пологи и не имеют никаких защитных укреплений. На вершине холма в инкское время стояли три башни, главная из которых имела в высоту почти двадцать метров. Сегодня археологами раскопан фундамент одной из них. Но эти башни также не являлись оборонительными, хотя во время битвы за Куско и Саксайуаман в 1536 году именно башни являлись оплотом сопротивления индейцев. Тем не менее при инках башни служили прежде всего хранилищами и жилищами, как утверждают историки и археологи. Не исключено также, что башни использовались и для астрономических наблюдений.
Возникает вполне закономерный вопрос: для чего же был возведен этот огромный комплекс, если он не являлся крепостью? Ряд испанских хронистов, даже те, кто в своих книгах называют Саксайуаман крепостью, упоминали, что он служил «настоящим Домом Солнца», храмом инкской религии. Со временем историки и археологи доказали, что Саксайуаман действительно был крупнейшим религиозным центром инкской империи. В настоящее время на территории Саксайуамана ежегодное в дни летнего солнцестояния отмечают один из важнейших инкских праздников — Инти Райми — праздник Солнца.
До Конкисты весь комплекс Саксайуаман был застроен храмами, жилищами жрецов, хранилищами. Испанцы после захвата Куско разрушили подавляющее большинство построек, использовав камень для строительства своего нового, строящегося по европейским канонам города. Нетронутыми остались только многотонные монолиты циклопических стен. Разобрать или разрушить их испанцам оказалось не под силу.
Еще один вопрос — как доставлялись эти каменные глыбы на холм? Некоторые смелые ученые выдвигают гипотезу, что камни гигантских размеров могли формоваться таким же методом, каким сейчас отливаются бетонные глыбы с применением цементного порошка и других компонентов. Известны громадные менгиры, дольмены и иные сооружения, расположенные на территориях от Франции до Кавказа, Алтая и Индии, которые делались при помощи отливки камня. Но это пока лишь гипотеза. В официальной науке благодаря стараниям американских ученых еще полвека назад утвердилась точка зрения, что все циклопические постройки были возведены инками. Строительство Саксайуамана еще испанские хронисты приписывали девятому правителю Инке Пачакути, который считается основоположником инкской империи. Да и сама инкская история утверждает, что Куско был основан первым Инкой Манко Капаком.
Однако эта точка зрения вызывала вполне закономерные сомнения. И эти сомнения подтвердились, потому что разные авторы приводят различные цифры относительно времени строительства комплекса — от пяти до семидесяти лет. Скорее всего, эта информация была также почерпнута хронистами из официальной истории инков, хотя вряд ли вызовет сомнения тот факт, что инки, несомненно, возводили в Саксайуамане храмы и другие постройки. Вот только все ли здесь было построено именно ими? Кроме этого археологические исследования в Саксайуамане и других местах показали, что подобные комплексы были построены задолго до инков. И действительно, инкское государство возникло примерно в 1200 году, историкам известно всего тринадцать инкских правителей. А ведь объем строительных работ, приписываемых инкам, как минимум в десять раз превышает аналогичный объем, выполненный древними египтянами за три тысячи лет их истории!
Сегодня целый ряд исследователей полагает, что циклопические постройки в Перу были выполнены некоей гораздо более древней мегалитической цивилизацией. Инки, пришедшие сюда последними, лишь присвоили себе наследие древних, адаптировав их знания и строительные традиции. И действительно, как пишет по этому поводу историк А.Жуков, «вряд ли здравомыслящему человеку придет в голову мысль, что кремлевская стена была построена большевиками, только потому, что в ней захоронен прах видных деятелей советского государства».
Однако только лишь мегалитическими постройками загадки Саксайуамана не исчерпываются. В начале 2003 года испанский археолог Ансельм Пи Рамба обнаружил подземный тоннель-лабиринт, соединяющий Саксайуаман с центром Куско и подобными лабиринтами, находящимися на противоположной стороне реки Тулумайо. Тоннель проложен на глубине около ста метров под поверхностью и имеет протяженность в два километра! Как можно было, обладая лишь бронзовыми инструментами и примитивным отвесом, построить тоннель, технология прокладки которого не является простой задачей и сегодня? Однако еще Гарсильясо де ла Вега почти пятьсот лет назад писал о целом подземном городе под Куско, состоявшем из лабиринта галерей, тайных храмов и хранилищ. Для проходов по этим лабиринтам во времена инков использовали длинные разноцветные нити. Сейчас археологи ищут места входов в эти подземелья. Эти подземелья, кстати, хранят письменность, родственную санскриту. Неужели это тоже успели построить инки всего за триста лет?
Еще одна загадка Саксайуамана — загадочный камень кубической формы над воротами «крепости». При ударе по нему камешком он издает колокольный звон, который разносится по окрестностям. Чем-то этот камень напоминает камень-бубен в Гобустане. Исследования выявили, что загадочное звучание камня состоит в необычном его изготовлении талантливыми мастерами прошлого. Ими была сделана ваза по форме колокола из серебросодержащей породы и вставлена сверху внутрь кубической емкости. Полость вазы сверху была засыпана материалом, который не поглощал звук. Но как можно было запихнуть вазу внутрь каменного куба, не нарушив его целостность? Может быть, правы те смелые ученые, которые считают, что каменные блоки не выпиливались из скал, а отливались? Тогда не исключено, что вокруг вазы-колокола была образована кубическая форма камня методом отливки в опалубку подобно тому, как сейчас это делают из вязкого раствора бетона.
Еще один памятник культуры инков — крупнейший и древнейший и из городов Южной Америки город Тиауанако (территория современной Боливии). Он расположен в Андах на высоте почти четыре тысячи метров над уровнем океана на берегу священного озера Титикака, самого высокогорного судоходного озера в мире и самого большого в Южной Америке. По преданию, именно здесь возникла цивилизация инков, когда из вод озера вышли прародители инков Манко Капак и Мама Окльо, посланные Богом Солнца.
Неудивительно, что само озеро и его острова у инков считались священными. Говорят, что когда испанцы подошли к Куско, индейцы забрали из Храма Солнца Кориканча золотую цепь Инка Уаскара весом в тысячу восемьсот килограммов и утопили ее в озере, чтобы уберечь от захватчиков. Впрочем, экспедиция знаменитого океанографа Жака Кусто, исследовавшая глубины Титикака, золота не нашла, утешившись открытием доселе неизвестной гигантской трехцветной лягушки, достигавшей шестьдесяти сантиметров в длину.
Четырнадцать тысяч лет назад Тиауанако был центром культурной и религиозной жизни древней цивилизации и занимал площадь более четырехсот пятьдесяти тысяч квадратных метров. Название Тиауанако («Мертвый город») ему дали инки, но в древности он носил имя Виньямайрка («Вечный город»). При создании его стен, пирамид и храмов тоже использовались монолиты, вес которых достигал ста семидесяти тонн, а длина — от девяти до одиннадцати метров. Как и в случае с комплексом Саксайуаман, современных специалистов поражают технологии обработки прямоугольных камней и качество кладки: здесь блоки точно так же плотно прилегают друг к другу. К сожалению, до сих пор археологами обследовано всего чуть более одного процента территории Тиауанако. Но это, в общем, неудивительно: за сотни лет испанского владычества Тиауанако подвергся более сильному разрушению, чем за предыдущие тысячелетия; огромное количество камней и статуй было варварски вывезено для строительства домов и дорог.
Центральную часть города занимал храмовый комплекс, располагавшийся на площадке размером полкилометра на километр и включавший в себя несколько культовых сооружений, в том числе пирамиду Акапана, обсерваторию Каласасайя, Львиный Храм и полуподземный храм Кантатайита. Акапана («Место, где гибнут люди») представляла собой многоступенчатую пирамиду с длиной основания около двухсот тридцати метров. Сейчас она больше похожа на насыпной курган высотой не более пятнадцати метров, но когда-то ее грани были облицованы большими плитами из андезита, одного из самых крепких природных образований, а на вершине был устроен бассейн крестообразной формы, причем каждая из его сторон имела вид небольшой трехступенчатой пирамиды. Внутри Акапаны обнаружена сложная сеть зигзагообразных каменных каналов, в которые поступала вода из бассейна на вершине. Они очень аккуратно выровнены по углам и состыкованы с точностью до полумиллиметра.
Кроме этого известный советский ученый и писатель А.П.Казанцев обнаружил в развалинах Тиауанако целый ряд загадочных символов и рисунков. На некоторых каменных глыбах отчетливо видны изображения космических кораблей и их отдельных частей, в том числе двигателей. Но это тема отдельного рассказа. Одно из самых интересных мест комплекса — это обсерватория Каласасайя («Место вертикальных камней»). Она представляла собой площадку размерами примерно сто на сто пятьдесят метров, огражденную каменной стеной высотой около трех метров. Через равные промежутки в стену были встроены монолиты высотой до трех с половиной метров, благодаря чему издали стена напоминала частокол. Некоторые блоки в стене были сложены таким образом, чтобы быть нацеленными на различные созвездия. Это позволяло с огромной точностью определять дни равноденствий и солнцестояний. Крупных монолитов в каждой из четырех стен комплекса ровно двенадцать, но в западной стене имеется один дополнительный, тринадцатый монолит, поэтому не исключено, что стены представляли собой запечатленный в камне солнечно-лунный календарь. В центре Каласасайи неизвестные строители возвели невысокое здание с массивными порталами и широкими окнами. Когда-то стены этого здания были покрыты медными пластинами, ярко сиявшими в лучах Солнца, но до наших дней сохранились только большие колонны, отмечающие контуры этого здания, и широкая каменная лестница на месте главного входа.
Комплекс обсерватории Каласасайя был ориентирован вдоль оси запад-восток с отклонением на 4,5 градуса к востоку. Эти маленькие градусы вызывают большие вопросы. Например, почему при такой всеобщей точности было допущено такое большое отклонение? Может быть, потому, что когда комплекс строился, такое же отклонение имела земная ось?
Обсерватория располагалась на громадной приподнятой платформе, перед которой внизу простиралась центральная площадь города. Когда-то на эту площадь словно солнечные лучи со всех сторон сходились городские улицы. Внутрь обсерватории можно было попасть через гигантские Ворота Солнца, располагавшиеся в северо-западном углу стены и вырубленные из скального монолита шириной почти четыре метра, высотой три, толщиной полметра и весом более десяти тонн. В нижней части ворот до сих пор сохранились два углубления для петель, вырезанные в камне с поразительной точностью и имеющие признаки механической обработки.
Ворота были украшены изображением Бога Солнца Виракочи, главного божества Тиауанако. С обеих сторон от Виракочи имелась еще и композиция из двадцати четырех фигур, среди которых были пумы, кондоры, рыбы, а также животные, обитавшие в Перу более двенадцати тысяч лет назад, что неизбежно порождает вопрос: то ли инки знали, как выглядели животные, населявшие их земли многие тысячи лет назад, то ли были современниками тех животных, и это может являться косвенным свидетельством, что сооружению гораздо больше лет, чем принято считать.
К востоку от обсерватории Каласасайя располагался полуподземный храм Кантатайита («Храм Каменных Голов»). Это частично открытое сверху помещение размером более семисот квадратных метров, внутри которого были обнаружены три каменные стелы, повторяющие своими размерами и взаиморасположением три звезды пояса созвездия Ориона (сразу прослеживается параллель с пирамидами долины Гиза, которые были ориентированы точно так же). Очень любопытно, что на центральной стеле изображен бородатый человек европеоидного типа. (Откуда европеоидный тип на Американском континенте, заселенном исключительно индейскими пленами, и тем более откуда борода? Ведь известно, что индейцы — и не только инки — бород не носили). Все стены храма покрыты трехмерными скульптурными изображениями человеческих голов, а пол храма выстлан морской галькой. (Откуда морская галька?). Внутри храма исследователями были найдены несколько очень точно обработанных камней с идеально выбранными внутренними кромками. На некоторых камнях видны высверленные отверстия для штырей, поверхность других покрыта причудливой резьбой и рельефом, который невозможно получить методами ручной обработки. Назначение этих камней, технология их изготовления — сплошная загадка. Кроме Каласасайя, на берегу озера Титикака располагалась гавань, центральным строением которой был Львиный Храм. Храмовые ворота Пума-Пунку («Ворота Пумы») были построены из гигантских каменных блоков весом около сто пятьдесят тонн, также обработанных с высочайшей точностью. Самый крупный из монолитов имел вес четыреста сорок тонн. (Для сравнения — грузоподъемность среднего грузовика примерно десять тонн. Сорок четыре грузовика!).
А вот тут методы крепления блоков кардинально отличаются от всех предыдущих случаев: строители использовали металлические штыри. Предполагается, что расплавленный металл заливался в формы, выбитые в соседних лежащих друг с другом камнях и, застывая, скреплял их намертво. Анализ сплава показал присутствие в нем железа (!), меди и никеля (!), что свидетельствует не только о наличии у древних мастеров переносных печей, позволявших поддерживать постоянную температуру литья, но и о том, что эти люди уже знали, что такое железо и никель.
Еще вокруг Львиного Храма археологами была обнаружена сложная водопроводная система, особенности которой лишний раз подтверждают версию о наличии в Древнем Перу развитых технологий и совершенных инструментов. Так, один из каменных блоков имеет точно вырезанный желобок шириной шесть миллиметров, внутри которого по всей высоте на равных расстояниях друг от друга высверлены еще более мелкие отверстия идеальной формы.
Откуда же древние жители Южной Америки обладали такими непостижимыми знаниями по астрономии, геометрии, математике, металлообработке, строительству и пр.? Ученые, способные мыслить широко, считают, что мы — далеко не первая цивилизация, населявшая нашу планету. До нас, около двадцати одной тысячи лет назад, существовала мощнейшая цивилизация Лемурия. После какой-то катастрофы, постигшей Землю, лемурийская цивилизация перестала существовать. Очертания материков изменились, образовался Африкано-Южно-Американский материк. Те, кто чудом уцелел, продолжали хранить знания, добытые их мудрыми предшественниками. Около шестнадцати тысяч лет назад Южная Америка отделилась от Африки и стала самостоятельным континентом (эти данные получены уже не смелыми, а самыми обыкновенными учеными-геофизиками).
Вот откуда, считают ученые, связь культур Южной Америки и Африки, языковое сходство и т.п., и дело тут вовсе не в межатлантических путешествиях? (Я специально в разных статьях даю разные точки зрения на всемирные загадки, чтобы наши читатели сами выбрали, какая точка зрения им ближе: то ли «боги»-пришельцы научили людей всем премудростям, то ли эти тайные знания — наследие погибшей земной цивилизации).
Выдвинутая сегодня точка зрения — что обитатели Перу стали наследниками опыта древней лемурийской цивилизации. В результате, по утверждению исследователей, уже тринадцать тысяч лет назад на территории Южной Америки процветали блестящие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика и другие, созданные великими предшественниками инков, и от кого инки получили все мегалитические сооружения. Эти цивилизации обладали высоким уровнем культуры и глубокими познаниями в области медицины, геологии, астрономии и математики, имели развитую письменность и точный календарь. Люди строили храмы пирамидальной формы, оросительные каналы и зернохранилища, выращивали культурные злаки и овощи, приручали животных и развивали всевозможные искусства и ремесла.
Однако и эти блестящие южноамериканские цивилизации ожидала печальная участь: им суждено было погибнуть во время очередного катаклизма, охватившего Землю около двенадцати тысяч лет назад. После этого долгое время Южно-Американский континент был лишен развитых культурных очагов; люди жили небольшими разрозненными племенами и занимались преимущественно охотой и собирательством. И только пять тысяч лет назад перуанские индейцы вновь встали на путь эволюции, приведший их к вершинам цивилизации.
Так оно было или нет — мы, похоже, доподлинно не узнаем никогда.

Оставьте комментарий