Монастырь под воронежем

Костомарово: меловые дивы, пещерные храмы и Свято-Спасский женский монастырь

Окрестности села Костомарова, расположенного в 170 километрах от Воронежа неподалеку от впадения в Дон извилистой реки Тихая Сосна, еще в стародавние времена вошли в число основных достопримечательностей Воронежского края. Всероссийскую известность этим удивительным местам принесли так называемые «дивы» — живописные меловые столбы-останцы, образовавшиеся в результате эрозии – и восемь рукотворных пещер, вырубленных в меловом склоне Костомаровской балки. Однако, в первую очередь прославилось Костомарово благодаря пещерным храмам Свято-Спасского монастыря, посещение которых приравнивалось по религиозной значимости к паломничеству в Киево-Печерскую лавру.
Одна из легенд, повествующая о создании Костомаровского монастыря, связывает его появление с именем Андрея Первозванного — одного 12 пророков, которые после распятия Христа отправились в путешествие по белу свету, разнося весть о новом Боге. На своем пути к скифам оказавшийся на костомаровских холмах, апостол Андрей был поражен удивительным сходством местного рельефа с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Христос. Согласно преданию, благовестник перед тем, как продолжить путь, воздвиг во славу божью на меловой горе поклонный крест. С его помощью и был основан Костомаровский пещерный монастырь.

Гора Голгофа на территории Костомаровского Спасского монастыря

Неизвестно, насколько правдиво это сказание, но сходство рельефов двух удаленных местностей настолько идентично, что некоторые места в окрестностях Костомарова названы именами иерусалимских святынь — горой Фавор, Гефсиманским садом и горой Голгофой. А потому эти места окрещены паломниками Новым Иерусалимом или Русской Палестиной.Более того, существует гипотеза, что Костомарово можно рассматривать, как отправную точку распространения христианства на территории нынешней России. В 8 веке нашей эры, спасаясь от гонений во времена иконоборчества, из Византии сюда бежали многие христиане, которые и явились первыми на Руси просветителями христианства.Однако, документальные подтверждения о существовании Костомаровского монастыря относятся к XII веку, и связаны они с началом строительства пещерного храма в честь нерукотворного образа Спаса, обустройство храмовых помещений которого продолжалась вплоть до XIX века. В этом виде храм сохранился до наших дней. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Вход в самое древнее сооружение монастыря вырублен у основания двух меловых див, увенчанных куполами и соединённых между собой небольшой звонницей. На вырубленных в меловой скале 12 массивных колоннах держатся своды храмовой пещеры, которая представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии, прорубленные в стенах коридоров усыпальницы и кельи монахов. Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Написанная на листе цинка, икона Валаамской Богородицы размером в человеческий рост находится на самом главном месте в храме и является его самой дорогой святыней.

По преданию ее подарил обители сам император Александр I. После революции 1917 года, когда в СССР начались религиозные гонения, икона была прострелена неким красноармейцем. По легенде, целясь в лики Богородицы и Христа, он 6 раз практически в упор стрелял в икону, но так и не смог попасть в цель. Безмолвным напоминанием о том безбожном периоде, что пережили православные христиане, те шесть пулевых отверстий так и остались на иконе, которую по этой причине называют «Расстрельной». Костомаровская икона Валаамской Божией Матери признана чудесной. Было зафиксировано несколько случаев исцеления больных после обращенных к ней молитв страждущих паломников. А с 2002 года, когда икона Валаамской Богородицы начала кровоточить, она приобрела известность во всем православном мире.

Пещерный храм Серафима Саровского

Вторая пещерная церковь Костомаровской Свято-Спасской обители освящена в честь Серафима Саровского. Основание этого храма произошло в 1803 году. С его именем связаны удивительные легенды прошлого, да и в нынешние дни совершаются необычные вещи. Монахи говорят, что иногда в пещерках храма можно иногда услышать пение чудесной красоты, причем из необъяснимого источника, так как слышится оно как будто прямо из стен.Помимо двух пещерных храмов на территории костомаровской обители находятся три пещерных «затвора» — кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Самый известный из «затворов» — пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пройти в нее можно лишь по одному коридору, сделанному узким и длинным. Причем его высота уменьшается с каждым шагом, поэтому каждый, дерзнувший войти в Пещеру невольно сделает первый покаянный поклон еще на пути к ней.

Костомаровский монастырь, как и все другие обители Донского Белогорья (Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский) был закрыт после революции 1917 года.

Однако в костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко) , обладавший даром прозорливости и врачевания.

В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.

В память о старце на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест.

Часовня Петра, архиепископа Воронежского, на горе Голгофа в Костомаровском Спасском монастыре

В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Однако уже в 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, деятельность собранной вокруг нее общины прекращена, а пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. По счастью, этому кощунственному плану не дано было осуществиться.

Костомаровские пещерные храмы до рестоврации (1993 год)

Восстановление одной из древнейших в России обителей началось с расчистки пещер в 1993 году. А в июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, и возобновлён как женский Спасский епархиальный монастырь.XXI век стал началом эпохи церковного возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в древнем Спасском соборе, зимой – в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», который был построен в конце XX века, став новым символом возрожденной обители.С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

>Воронежская область (монастыри)

Оставьте комментарий