Москва южный вокзал

Деревянное здание (1932—1972)

Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932—1940

Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света.

В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь и считалось временным.

Современное здание (с 1985)

Внешние изображения

Южный речной вокзал после 1985 года, украшения фасада

Скульптуры-символы пяти морей

Компас

Современный Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го. Некоторые источники приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году, тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, автор аналогичного проекта в Самаре. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков. Пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин», туристическим рейсом до Астрахани.

Руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт». С начала 2000-х годов в здании вокзала располагается ярмарка детских товаров. Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка имени Горького. По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм».

Примечания

  1. Подколзин Владимир. Точка зрения: Порт переделки. Ведомости (2013-12-9). Проверено 26 мая 2017.
  2. 1 2 Березинский, 2013, с. 163
  3. Косторогов Евгений. Как Москву хотели обводнить. Мослента (16 мая 2017). Проверено 25 мая 2017.
  4. 1 2 Феденко, 1948, с. 89
  5. 1 2 Хигер, 1940, с. 6
  6. Хигер, 1940, с. 7
  7. Хигер, 1940, с. 8
  8. Хигер, 1940, с. 9
  9. Южный речной вокзал. Портал Москва Пассажирская. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  10. Московские речные порты. Большая советская энциклопедия. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  11. 1 2 3 4 5 Москва, Южный речной вокзал на реке Москве. Круизное информационное агентство Cruiseinform.ru. Проверено 25 мая 2017.
  12. Баранова С. И., Беляев Л. И., Иофис М. А. Москва. Наука и культура в зеркале веков.. Москва: АСТ. Проверено 25 мая 2017.
  13. Южный речной вокзал. Московский международный портал. Проверено 25 мая 2017.
  14. Рухлядев Алексей Михайлович. Проект Советская архитектура. Проверено 25 мая 2017.
  15. Щербаков Салават Александрович. Министерство Культуры Российской Федерации. Проверено 25 мая 2017.
  16. Андрей Кузьмичев. Фотографии теплохода «Павел Юдин» (13 июня 2011). Проверено 26 мая 2017.
  17. Южный речной вокзал. Флот-Сервис. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  18. Наша задача — сохранение предприятия как грузового порта, а не застройка территории развлекательными центрами. ОАО Южный речной порт (22 апреля 2008). Проверено 25 мая 2017.
  19. История района Нагатинский затон. Управа района Нагатинский затон города Москвы. Проверено 25 мая 2017.
  20. По Москве-реке открылась 80-я навигация. Москва24. Проверено 25 мая 2017.
  21. Правительство Москвы через суд требует снести здание Южного речного порта. ТАСС (2017-05-3). Проверено 25 мая 2017.

Оставьте комментарий