Новый мост Париж

История

В середине XVI века в Париже было всего четыре моста: Малый мост, мост Нотр-Дам, мост Сен-Мишель и мост Менял. Так как Париж в те времена был уже достаточно большим городом с оживлённым уличным движением, нанёсшим значительный вред существующим мостам, срочно требовалось сооружение нового моста, который соединил бы Лувр с рынком аббатства Сен-Жермен-де-Пре.

Уже в 1556 году король Генрих II планировал сооружение моста, однако потерпел неудачу, столкнувшись с сопротивлением парижских торговцев. Лишь 20 лет спустя вечером 31 мая 1578 король Генрих III положил начало строительству моста. Отличительной особенностью Нового моста стало то, что он не был застроен лавками и домами, как другие мосты. Таким образом, проходя по мосту, можно было любоваться Сеной и окрестностями, однако торговцы были недовольны тем, сколько места осталось неиспользованным. Отличала Новый мост и необычайная для XVI века ширина — 20 м — превышавшая ширину не только всех парижских мостов, но и большинства улиц города. Строительством моста руководил Гийом Маршан, взявший за основу проект Батиста Андруэ дю Серсо (фр.)русск.. Сдача моста произошла лишь в 1606 году, уже при короле Генрихе IV. Вскоре после сдачи моста на нём появились обычные для всех парижских мостов лавки и балаганы, снесённые лишь к первой половине XIX века.

В 1614 году по распоряжению королевы Марии Медичи в срединной части моста, опирающейся на остров Ситэ, возвели статую всадника в честь её убитого мужа — короля Генриха IV. Это был первый памятник французскому королю, установленный в общедоступном месте. Проект статуи тоже был новаторским для своего времени: статуя не была обрамлена зданиями, как было принято прежде, а поставлена на открытом месте. Бронзовая статуя короля оставалась в этом месте вплоть до Французской революции — в 1792 году её разбили и сбросили в Сену. Уцелело несколько фрагментов памятника, которые представлены сейчас в экспозиции музея Карнавале. В 1814 году король Людовик XVIII поручил отлить новую статую и установить её в том же месте Нового моста. Именно эту статую мы и видим в наши дни.

История появления Пон-Неф

Несмотря на то, что в XVI веке Париж был населен далеко не так густо, как теперь, транспортная проблема столицу Франции беспокоила уже тогда. Дело в том, что в те годы мосты были «площадками» для торговли, на которых не только выставляли прилавки ремесленники, но даже полностью застраивались домами. Естественно, что ширина проезжей части стремительно сокращалась, не давая возможности свободно переправиться между берегами Сены не только повозкам и пешеходам, но и коронованным особам.

В 1556 г. Генрих II предложил построить новый мост через Сену, расположенный вблизи Лувра, по замыслу он должен был предназначаться только для свободного передвижения, без строительства домов и торговых лавок. Однако его план провалился, встретив ожесточенное сопротивление торговцев, не желавших терять потенциальных клиентов. Свою роль сыграла и стоимость, оцененная слишком высоко для казны государства. Лишь 30 лет спустя, уже при Генрихе III, работы все же начались. Первый камень в основание «Пон-Неф» был заложен 31 мая 1578 года королем в присутствии Екатерины Медичи, королевы-матери, и его супруги, Луизы Лотарингской.

Пон-Неф «рождался» в муках — парижское купечество отчаянно протестовало против такого развития событий. Но «мостом плача» его называли не из-за этого. Согласно свидетельствам современников, во время начала строительства шел дождь, и король плакал. Только рыдал он не из-за плохой погоды, а по причине смерти на дуэли одного из своих фаворитов.

Сам король результатов строительства не увидел. Уже после его смерти работы были заморожены на 10 лет по причине народного восстания против короля и нестабильной политической обстановки внутри страны в период с 1588 по 1598 годы. Однако в 1607 году, когда страной правил очередной Генрих, уже IV, Пон-Неф все же был открыт.

Пон-неф — проект, утвержденный Генрихом III 1578 г.Пон-Неф — торговая лавка на мосту

Конструкция моста Пон-Неф

Изначально планировалось, что конструкция Пон-Неф будет единым целым, соединяющим два берега без каких-либо преград. Мост не предполагали застраивать мастерскими и жильем, что противоречило традициям. Идея принадлежала одному из архитекторов, Андруе де Серсо, а не Генриху III, о чем часто ошибочно говорится. Естественно, такой вариант не нравился торговцам. Под давлением общественности, уже в 1579 году, конструкцию были решено «слегка» переработать для возможности возведения зданий в будущем. Для этого в проект были внесены некоторые изменения, например, учтена потребность в подвалах.

Но уже через год после закладки первого камня строители пришли к выводу, что сооружение окажется более устойчивым к влиянию течения реки, если две его части через остров Сите построить под небольшим углом. А после того, как в планы все же включили появление в будущем на переправе домов, архитекторам пришлось увеличить количество арок в каждой из сторон. При этом с южной стороны строительство уже началось, а длину пролетов необходимо было уменьшить. В результате было затрачено немало средств на то, чтобы перестроить конструкцию. Только в итоге все эти нововведения практически не пригодились, за всю историю моста дома на нем так и не появились. Дело ограничилось лишь небольшими строениями, в которых разместились лавки торговцев и зданием насосной станции.

Пон-Неф — Насос СамарянкиПон-Неф — картина G.Canella -1832г.

«Насос Самарянке»

Помимо небольших лавок под крышами, которые стояли на опорах моста, к Пон-Неф было пристроено только одно полноценное здание — «Насос Самарянке». В 1602 году, король разрешил строительство большого насоса который был призван обеспечить водой дворцы Лувр и Тюильри с его садами. Насосная представляла собой небольшой жилой дом на сваях, увенчанный часами с курантами, внутри которого была установлена паровая машина и два больших колеса зачерпывающих воду.

Насос Самарянки спроектированный и построенный фламандцем Жаном Линтлаером — был первой машиной для подъема воды построенным в Париже. В 1791 году со здания насосной были сняты скульптуры, а оно само передано под пост гвардии. В 1813 году здание бывшей насосной было полностью демонтировано, а к середине 19 века были постепенно разобраны и лавки торговцев. Однако название «Самарянке» не ушло безвозвратно, сегодня это название носит огромный многоэтажный магазин рядом с мостом (на реконструкции).

В XXI веке Пон-Неф, несмотря на многочисленные реставрации, представляет собой наиболее старую конструкцию, в отличие от «современников», которые были полностью перестроены на старых фундаментах. Сейчас он, как и в XVI в. представляет собой 232-метровую конструкцию шириной в 22 м. В свое время он был самым длинным мостом (сейчас 5-й), и первым мостом в Париже имевшим тротуары для пешеходов.

Пон-Неф — Новый мостПон-Неф — Новый мост — маскароны

За что Пон-Неф любят туристы

Пон-Неф является не только историческим и архитектурным памятником. Он еще и важная культурная достопримечательность. Особого внимания здесь заслуживают «маскароны» — скульптурные украшения в виде голов героев древнегреческих мифов. Оригинальные украшения были созданы частично знаменитым скульптором эпохи ренессанса Жермэном Пилоном и его последователями (мастер скончался в 1590 году). Сегодня мост украшают копии масок XVI века. Оригиналы, слишком подверженные воздействию погоды, перенесены в музеи: Лувр, Клюни. Интересно, что среди 381 маскарона лишь одно изображение женское.

У зрителя, впервые увидевшего мост, могут возникнуть вопросы относительно назначения декоративных полукруглых выступов на уровне тротуаров. Они были созданы для того, чтобы упорядочить возможную торговлю, размещая лавочки не на дороге, а в специальных выемках. Сегодня с них открывается великолепный вид на Сену, с проплывающими по ней речными трамвайчиками, и виднеющуюся вдалеке Эйфелеву Башню.

Пон-Неф — Новый мост — статуя Генриха IVПон-Неф — Новый мост

В XIX в. внешний вид моста получил множество дополнений и изменений. Например, полукруглые арки были заменены заниженными, появились металлические фонари Виктора Бальтара. В начале 19 столетия Людовик XVIII восстановил статую всадника на острове Сите — копию бронзового изваяния Генриха IV, заказанную Марией Медичи. Оригинальная статуя была уничтожена в 1792 г. во время Французской революции.

Для путешественников будет интересен и Вер-Галан — сквер «Пылкий любовник», разбитый в западной части острова, имеющей треугольную форму («стрелка»). Спуск к нему доступен по лестнице, расположенной прямо за вышеупомянутой статуей Генриха IV. Тихий сад, небольшие спокойные аллеи, возможность прокатиться на речных трамвайчиках, пристающих к острову — сегодня это место очень популярно у влюбленных. С учетом того, что мост соединяет путь от набережной Лувра к набережной Конти, романтическое настроение, свойственное парку, весьма уместно для наслаждающихся красотой Парижа горожан и туристов спешащих к Нотр-Дам-де-Пари.

Замки любви на мосту Архиепархии 2016гЗамки на мосту Пон-Неф у статуи Генриху IV — 2017г

Оставьте комментарий