Пантеон

Прогулки по Риму. Пантеон и площадь Ротонда

Храм всех богов — языческий, Христов,
Простой и мудрый, величаво-строгий,
Не раз я видел, как из тьмы веков,
Взыскуя света, ищет мир дороги,
Как все течет: народы, царства, боги.
А он стоит, для веры сохранен,
И дом искусств, и мир в его чертоге,
Не тронутом дыханием времен.
О, гордость зодчества и Рима — Пантеон.
Байрон

Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

В Риме каждый уголок дышит античностью, и поэтому просто нельзя пройти мимо площади Ротонда. Она так называется по форме Пантеона, но здесь есть еще одна достопримечательность – фонтан и обелиск Рамзеса II-го, который виден на переднем плане. Именно он поразил меня в свое время, поэтому с него я хочу начать сегодняшнюю экскурсию по древнему Риму.

Сразу после восстановления акведука Аква Вирго, в 1575 году по заказу папы Грегория XIII-го, архитектором Джакомо делла Порта был спроектирован элегантный фонтан, который предназначалось установить на площади Ротонда перед зданием Пантеона. Новый фонтан должен был заменить скромный фонтанчик, установленный перед колоннадой Пантеона и собранный из античный развалин — двух порфировых львов и двух ванн, найденных и перемещённых из храма Изиды и Серапида. Эти артефакты незадолго до осуществления нового проекта были удалены, а скульптуры львов, кстати, пошли на декор для другого монументального и помпезного фонтана — фонтан Моисея.

Цоколь обелиска украшен четырьмя мраморными дельфинами, которые в 1886 году были заменены копиями скульптора Луиджи Амичи, а оригиналы помещены в музей Рима.

В 1711 году папа Клемент XI-й решил улучшить вид фонтана, пригласив для этого архитектора Филиппо Бариджони, и поручил ему вписать в новый фонтан древний египетский обелиск. Вдохновленный фонтаном «Четырех рек» Бернини, архитектор удаляет мраморную чашу, а вместо неё возводит травертиновый постамент с имитацией скал вокруг него и украшенного дельфинами.

Теперь несколько слов о самом обелиске, который меня потряс своим возрастом и вдохновил на исторические исследования.

Обелиск украшен двумя картушами с изображением Рамсеса II-го и иероглифами с его именем, а также восхваляющими надписями.

В древнеегипетских иероглифах картуш — это продолговатый закругленный контур с горизонтальной линией внизу, который указывает на то, что написанный в нём текст является царским именем.

Два парных обелиска из красного гранита были доставлены в Рим из Египта в I-м веке н. э. по распоряжению императора Домициана. Установили их перед храмом Изиды и Сераписа, находившемся на Марсовом поле. Сами же обелиски были изготовлены ещё в конце XIII-го века до н.э. во времена правления фараона Рамзеса II-го и украшали они на то время храм Ра в Гелиополе. Представили реальный возраст обелиска?

Самое время сделать несколько кругов по площади Ротонда вокруг обелиска, чтобы до конца осознать и прочувствовать его почтенный возраст.

А теперь наш путь в Пантеон – храм всех богов!

Пантеон построен на Марсовом поле и располагался между термами Агриппы и термами Нерона

Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Из Википедии

У входа посетителей встречают статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания.

В историю император Адриан вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра, толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет. В храме всех богов нет окон.

По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.

По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело считал его ангельским творением. Рафаэль Санти хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне в 1520 году.

Могила великого Рафаэля.

На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

Начиная с эпохи Ренессанса, в храме начали делать захоронение знаменитых и выдающихся людей. В Пантеоне погребены, в частности, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Захоронение Эммануила II, короля, объединившего Италию. Надпись гласит: «Отец отечества»

Здесь погребен Умберто I.

Место индульгенции. Здесь всегда многолюдно. Индульге́нция в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся.

У главного алтаря Пантеона.

Апрель, 2016

«Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию»

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: «ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ»

ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Автор Михаил Назаров

Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!

♦ Рубрика: Италия.
♥ Метки: Италия > Пантеон > Рим

Пантеон (Рим)

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 10.05.2016 17:07 Просмотров: 1457

Пантеон – храм всех богов в Риме.

Пантеон является символом огромной империи, объединившей под главенством Рима десятки национальностей, верований и культур. Величественное здание Пантеона считается шедевром древнеримской архитектуры.

Пантеон
( Arpingstone, из Википедии)
Пантеон построен в 126 г. н. э. при императоре Адриане (117-138). Храм расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Император Андриан большое внимание уделял развитию провинций, строил по всей стране библиотеки и театры, города украшал скульптурами, ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию.

Римский император Публий Элий Траян Адриан
На месте Пантеона ранее также стоял Пантеон, построенный за два века до этого римским государственным деятелем и полководцем Марком Випсанием Агриппой, поэтому латинская надпись на фронтоне Пантеона гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Пантеон представляет собой большое инженерное достижение античности.

Описание памятника

Пантеон – самый значительный по размерам римский купольный храм. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды.
Высота и диаметр пролёта купола Ротонды, как часто называют этот памятник, практически равны: высота 42,7 м, диметр купола 43,4 м. Рото́ндой называется круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.
Вплоть до конца XIX в. ни одно из купольных сооружений Европы не превзошло его своими размерами.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом, который состоит из окружностей. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри пространство.
К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями) отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Кессо́ны – углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

Кессоны купола Пантеона в Риме
В своде сделано круглое отверстие диаметром 9 м. Через него в храм проникает дневной свет. Наиболее сильным свет становится в полдень, он не рассеивается, а формируется в форме гигантского светового луча, который почти осязаем.

Световой поток в куполе храма
Внутри Пантеон отделан мрамором различного цвета с редким введением белого мрамора. Отделка внутри Пантеона хорошо сохранилась, т.к. здание никогда не закрывалось и выполняло функции храма.

Внутри Пантеона
( Владимир Шеляпин – собственная работа, из Википедии)

Оставьте комментарий