Сигирия шри ланка

Путешествие в Шри-Ланку, день 3: крепость-скала Сигирия.

Продолжение цикла статей о путешествии в Шри-Ланку. Предыдущая статья – Начало цикла статей –

Сегодня мне предстояло переместиться из Коломбо в город Дамбулла, расположенный к северо-востоку от столицы Шри-Ланки. Недалеко от Дамбуллы располагается скала Сигирия с руинами древней крепости на вершине, одна из самых главных и красивых достопримечательностей острова.

Расстояние по прямой — около 135 км, поэтому добираться решил на автобусе. Они перемещаются в плотном ланкийском трафике достаточно медленно, толпясь в пробках на перекрестках, поэтому время в пути составляет около 4,5 часов.

Прежде чем добраться до автобусной станции, решил немного пройтись по улицам Коломбо – осмотреться и оценить столицу Шри-Ланки. Прогулявшись по нескольким улочкам, выяснилось, что смотреть тут, по большому счету, нечего))

По пути зашел в небольшую кафешку, где позавтракал яичницей и огненно-острыми круглыми пончиками. Очень вкусно и недорого, правда глаза лезут на лоб от перца))

Затем неподалеку от кафе увидел несколько тук-туков на улице, договорился с водителем за 700 рупий доехать до автостанции Петтах, откуда можно было на автобусе добраться до Дамбуллы. Видео поездки по Коломбо можно посмотреть тут:

Вообще, дорожное движение на Шри-Ланке – это тема для отдельного рассказа. Движение левостороннее, при этом очень плотное и хаотичное. Основной принцип – прав тот, кто крупнее! Соответственно, если бешено сигналя, мчится большой автобус – все жмутся по сторонам и уступают ему дорогу)) Поэтому в силу своих размеров, автобусы – основной источник хаоса на ланкийских дорогах. Простояв в пробке, автобус вырывается на свободу и начинает бешено набирать скорость, компенсируя время вынужденного стояния в пробке. При этом они носятся как угорелые, постоянно сигналят на своем пути, и не знают, что такое «остановиться на остановке», могут только чуть сбавить ход, чтобы пассажир успел выпрыгнуть на ходу через постоянно открытую переднюю дверь)) В общем потоке снуют юркие тук-туки и байки, пролезая в самые узкие зазоры между машинами. Существует целая система звуковых сигналов, с которой я разобрался чуть позднее: 1 гудок – «Внимание!» (привлечь внимание к своему транспорту, например – перед обгоном или перестроением), 2 гудка – «Осторожно!» (смысл – «Стой, не делай пока этого!», говорит о том, что транспорту на пути следования не стоит пока пересекать дорогу перед тем, кто сигналит, либо не стоит совершать какой-то маневр), 3 гудка – «Ты че творишь, дебил?!?» (используется, когда возникает какая-то ситуация, близкая к аварийной). При этом никто не ругается, все ведут себя спокойно. За все время пребывания на Шри-Ланке не видел ни одной аварии! На пешеходных переходах пропускают пешеходов неохотно, поэтому чтобы нормально перейти улицу, стоит встретиться глазами с водителем и убедиться, что тот точно тебя заметил, после чего для полной надежности выставить вперед руки, и после этого переходить дорогу))

Приехал на автостанцию, огляделся:

Чтобы не заморачиваться в сингальских иероглифах и маршрутах автобусов по острову, самый простой способ – подойти к какому-нибудь водителю автобуса и спросить, как добраться до нужного населенного пункта. Так и в этот раз, на вопрос «Which bus is going to Dambulla?» водитель указал на нужный автобус и предложил садиться: «This bus, sir! Seat, please!»

Зашел в автобус. По виду чем-то напоминают наши российские «ПАЗики»:

Внутри тот же небогатый интерьер из рваного дешевого кожзаменителя:

Простояв на автостанции еще около 10 минут, автобус набрал пассажиров и выдвинулся в путь. Оплачивать билет в автобусах на Шри-Ланке принято всегда кондуктору – он сам обходит всех пассажиров и обилечивает, при этом обычно на его руке на липучке прикреплен мобильный кассовый аппарат на батарейках, который тут же выдает чек с указанием начальной и конечной станции и стоимости проезда. Проезд на автобусах на Шри-Ланке стоит очень дешево – в моем случае стоимость проезда от Коломбо до Дамбуллы составила менее 200 рупий.

Ехали достаточно долго, по пути на остановках выходили и заходили люди. Часто из автобуса выходил кондуктор и начинал кричать что-то на сингальском языке, очевидно привлекая внимание людей к автобусу. На русском это звучит примерно так, с ударением на последний слог: «Элле-элле, элле-мале! Элле-мале, элле-элле!» Смысл я понял, как «Заходите скорей, заходите скорей! Автобус такой-то, идет туда-то!» Иногда в салон автобуса заходили торговцы всякой едой и предлагали купить то какие-то пирожки, то газировку, то еще какую-то мелочевку. Цены очень недорогие, взял себе местный распространенный перекус – чем-то напоминает печенье, но сделано из риса или рисовой муки, в комплекте в бумажном пакетике идут кольца лука и обжаренные в масле стручки перца чили. Попробовал – глаза опять полезли на лоб, но в целом весьма вкусно! Тут очень кстати пригодилась бутылочка газировки, купленная у другого продавца.

Шри-Ланка – очень густонаселенный остров с населением свыше 21 миллиона человек на сравнительно небольшой территории, поэтому по всему пути следования дорога почти никогда не была пустой. У дороги виднелись дома, местные жители ставят навесы вдоль дороги и получаются торговые точки:

Ланкийцы торговали в основном фруктами, рисом, мукой, нехитрым домашним скарбом и утварью, ткаными ковриками, различной мелочевкой и прочими вещами.

Наконец, судя по навигатору на телефоне, автобус подъехал к моему пункту назначения – город Дамбулла. Спросив на всякий случай, точно ли мне выходить здесь, получил в ответ утвердительный кивок. Специально для белого мистера из России автобус соизволил остановиться полностью, чтобы мистер невзначай не сломал себе ногу и не случилось международного скандала))

От остановки в Дамбулле до заранее забронированного мной отеля в Сигирии около 20 км. Нужно найти тук-тук и добраться до временного пристанища. С этим проблем не возникло: у обочины стоял тук-тук, где бородатый и смуглый водитель радостно и нагло зарядил мне цену в 2000 рупий до Сигирии. Сторговавшись до 1200, поехали:

Дорога заняла около получаса, наконец мы приехали. Отель называется «Sigiri Lion Lodge», и очень мне понравился как своей ценой и месторасположением (около 1,5 км от скалы Сигирия), так и комфортом, чистотой и радушием хозяйки отеля. Внутренний дворик отеля:

А вот здесь мой номер (первая дверь внизу, рядом со столиком):

Большой двухместный номер с одной кроватью обошелся в $24. В номере был вентилятор, душ, туалет. Стоимость включала в себя бесплатный завтрак, но на часах было уже 14 часов дня, поэтому пришлось спрашивать хозяйку, где можно пообедать. Пообедать оказалось можно в кафешке, расположенной буквально в 50 метрах от отеля. Хозяйка проводила меня до туда, очень порадовала ее доброжелательность.

Забронировать номер в «Sigiri Lion Lodge» на Шри-Ланке:

Усевшись за столик в кафе, осмотрелся. Вся противоположная стена была сплошь исписана различными надписями на разных языках, очень интересно!

Хозяин кафе принес меню — цены оказались вполне умеренные для туристического места:

В итоге мой обед вышел по стоимости примерно в 800 рупий и выглядит так:

Огромное блюдо риса, обжаренного с кусочками курицы, яичница и тарелочка с соусом (не очень острый, вкусно). Хлеба не было, но его отсутствие компенсировал размер порции)) Пообедав, поблагодарил хозяина за вкусный обед, тот оказался очень тронут и вынес бесплатный десерт:

Десерт представлял собой кусочек папайи и королевский банан. Этот сорт бананов представляет собой короткие небольшие плоды с очень тонкой кожурой, мякоть обладает ярким банановым вкусом и очень сладкая, гораздо слаще, чем обычные длинные бананы, к которым все привыкли в России. Из-за тонкой кожуры плоды быстро темнеют и теряют товарный вид, вследствие чего их транспортировка в дальние страны проблематична (еще и тонкая кожура слабо защищает от повреждений). Вкус – действительно королевский! Поблагодарив хозяина за бесплатный десерт, попросил красный маркер, которым оставил хвалебный отзыв на стене. Выбрать место для надписи было очень непросто!

На часах — около 14.30, оставалось время как раз сделать то, за чем приехал сюда – осмотреть скалу Сигирию. Для этого взял тук-тук от кафе до Парка Сигирии, стоимость проезда вышла в 200 рупий. В парке увидел дорожный указатель:

Прошел к билетным кассам, купил билет. Стоимость билета для посещения Сигирии – одна из самых высоких трат на культурные мероприятия на острове! Билет обошелся в 4650 рупий… Ланкийцы зарабатывают на своих достопримечательностях, этого у них не отнять…

Далее прошел по основной тропе и поднялся по небольшой каменной лестнице:

Широкая аллея вела вперед. По сторонам открывались красивые виды:

Сигирию не зря называют «восьмым чудом света». В переводе с сингальского название означает «львиная скала». Эта скала возвышается над окружающей равниной на высоту около 170 м, общая же высота над уровнем моря составляет 370 м.

Давным-давно, в 5 веке нашей эры, древний царь Кассапа устроил крепость на вершине Львиной скалы. Вокруг скалы же он приказал прорыть рвы, наполнить их водой и посадить сады – именно эти рвы и бассейны видны на трех предыдущих фотографиях. В садах Кассапы били одни из первых фонтанов в мире – было много желающих посмотреть на такое чудо! На самый верх скалы, в чертоги короля, путь шел через высеченную в скале фигуру льва. На сегодняшний день, спустя более чем 1,5 тысячи лет, от фигуры льва остались только лапы. При подъеме же на скалу можно заметить несколько древних наскальных рисунков – всё, что осталось от когда-то богатой коллекции обнаженных танцовщиц.

Наконец взору Вятского Лаптя предстала Сигирия:

На фото справа под деревом сидит кучка ланкийцев – так называемые хелперы, «помогаторы» (от англ. «help» — помощь). Хелперы стремятся всячески навязать свои услуги по сопровождению туристов, по пути рассказывая истории о Сигирии и показывая некоторые достопримечательности, которые в принципе, можно заметить и без их услуг. При этом за свою тяжелую «работу» хелперы требуют немало денег – обычно 1000-3000 рупий. Поэтому, когда хелперы атаковали меня и начали наперебой предлагать свои услуги, им было сказано твердое русское «нет». После этого толпа отстала от меня, за исключением самого назойливого, как банный лист, ланкийца. Он еще пару сотен метров шел рядом, показывая рукой на различные таблички и пытаясь пояснить надписи на них, показал также небольшого варана по ходу движения, которого я и так увидел самостоятельно. Пришлось остановиться и громко объяснить хелперу: «I do not need your help!» (Мне не нужна твоя помощь!). Сотрясать иноземный воздух великим и могучим русским матом не пришлось, ланкиец сделал обиженный вид и ушел назад, к своим товарищам))

Подошел еще ближе к скале. Выглядит просто огромной!

Фото плохо передают размер этой огромной скалы, на видео видно лучше:

Прошел небольшой лесной массив перед скалой, начал подниматься по каменной лестнице:

На камнях иногда сидели огромные сороконожки, видел пару раз. Бррр!!

Продвигаясь дальше, заметил на зеленой полянке слева от меня змею под деревом! Расстояние до змеи было около 4-5 метров, начал снимать гадину на камеру)) Змея зашевелилась и начала ползти куда-то в сторону указателя, потом увидела меня, перестроилась в моем направлении и подняла голову! Вятский Лапоть не на шутку струхнул и стал без резких движений, не привлекая внимания змеи, пятиться назад)) Отойдя таким образом на несколько метров, пошел дальше к скале. Это было снято на видео:

На этом фото видна старая деревянная тропа, проложенная на высоте по периметру вокруг скалы. Сейчас некоторые доски сгнили и проход закрыт. Выше над тропой видно еще одно сооружение – там находится место, где на стенах изображены древние наскальные рисунки с изображением танцовщиц. Подниматься еще долго!

Иногда оглядывался назад и оценивал пройденный путь:

Поднялся до помещения, где изображены обнаженные танцовщицы. Впрочем, от рисунков уже мало что осталось… Хотя впечатляет, как смогли сохраниться краски на открытом воздухе за 1500 лет! Фотографировать запрещено, но как я оставлю своих читателей без фото?? ))

Двигаюсь дальше. Прохожу мимо Зеркальной стены – идеально ровная стена, сделанная из фарфора. Стена на своем протяжении имеет волнообразную форму, однако при этом сама стена строго вертикальна. Прикасаться нельзя, везде расставлены указатели – за порчу памятников древнего искусства наказание вплоть до смертной казни! Зеркальная стена находится слева на фото, взял неправильный ракурс… Справа — обычный выветрившийся за тысячи лет гранит.

Иногда попадаются указатели о возможном нападении пчел:

Странно, ни одной пчелы или осы мной замечено не было. Возможно, они есть здесь в другое время года. Хотя погода за год не меняется – что зимой, что летом, тепло одинаково.

Наконец дошел до входа в чертоги древнего короля Кассапы. Действительно, даже оставшиеся от каменного льва лапы впечатляют:

Судя по виду лап, на кошачьи (или львиные) они не очень-то похожи. Скорее, напоминают лапы какой-то рептилии. Между лап начинается самая крутая и трудная часть подъема. Часто приходилось идти по железным современным ступенькам, иногда подъем шел по древним каменным ступеням. Во время подъема остановился и снял небольшое обзорное видео окружающего ландшафта, всё выглядит очень красиво:

Наконец, вершина скалы достигнута! Попросил какого-то туриста сфотографировать меня на память:

Ощутив радость победы от покорения Сигирии, не стал останавливаться на достигнутом и пошел осматривать скалу дальше. Весьма интересно, повсюду древние ступени:

Встретился даже довольно большой древний бассейн, вполне функционирующий, судя по виду. Этот бассейн примечателен тем, что целиком вырезан в гранитном массиве скалы! Чтобы создать этот водоем размерами 20 м на 28 м, были извлечены тысячи тонн гранита! Огромные трудозатраты.

Чуть позднее к дальнему правому углу бассейна подошли какие-то туристы (парень с девушкой), сняли обувь, сели на край водяного резервуара и стали охлаждать в воде свои разгоряченные подъемом ноги. Фотографировать не стал. Чуть далее увидел несколько человек, разговаривающих по-русски. На мое дружелюбное «Привет, Россия!» турист лишь скосил взгляд, и сквозь зубы процедил: «Ну привет…» Как одолжение сделал! Вот почему русские относятся так друг к другу? Иностранцы совсем другие.

Сверху открывались захватывающие дух виды. Шри-Ланка прекрасна!

Походив по вершине скалы и вдоволь насладившись окружающими ландшафтами, решил спускаться назад. Многие советуют при посещении Сигирии брать с собой питьевую воду. Я же шел налегке, поэтому захотелось пить. Жажда погнала назад, к цивилизации)) Спуск прошел быстрее, чем подъем, и на выходе меня встретила обезьянка с детенышем на спине:

Пройдя обратно по центральной парковой аллее, вышел к Парку Сигирии. Немного прошелся по парку. Везде лианы, удобные пешеходные дорожки:

Между тем жажда становилась сильнее, но никаких магазинчиков, кафе я не видел. Вспомнив, что за тук-тук до сюда от кафе я отдал всего 200 рупий (значит, расстояние небольшое), решил сэкономить эти деньги и пройтись пешком обратно до отеля, заодно получше рассмотреть окружающую природу. В дороге увидел рисовые поля, коров, а также пару павлинов (фотографировать не стал, были очень далеко). Дошел до большой статуи Будды:

Добрался до небольшой деревеньки в несколько домов, у одного из них выставлен наружу холодильник с газировкой. Отлично! Купив бутылку, выпил практически залпом. По навигатору добрался до отеля. Перед тем, как свернуть к отелю, купил у уличного торговца связку королевских бананов на ужин.

Придя к себе, обнаружил соседку за столиком у соседнего номера, читающую какую-то книжку. Немного разговорились, оказалась немка по национальности. На вид лет около 25, живет и работает в Берлине. Тоже путешествует в одиночку)) Завтра уезжает в Дамбуллу, а я в Полоннаруву.

Приняв душ, немного повалялся с телефоном, почитал новости из далекой России)) Завтра предстоял новый день, посвященный изучению этой замечательной и интересной страны – Шри-Ланки.

Улететь в сказочную Шри-Ланку в один клик:

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Понравилась статья? Как насчет рассказать друзьям через кнопки соцсетей ниже? Подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получать новости и свежие статьи быстрее других!

Львиная гора Сигирия. Фрески и зеркальная стена

2013

В середине массива горы Сигирия расположены уникальные элементы — Зеркальная стена и Галерея древнейших фресок с обнаженными женщинами. Прямо-таки первый в мире эротический наскальный кинотеатр. Назначение живописи объясняется в двух теориях совершенно по-разному. А на стене высечены сотни стихотворений, посвященных красоте этих женщин…

// maryika.livejournal.com

Под катом сама Галерея и её удивительные фрески, исторические описания сохранившейся живописи и зеркальная стена

Общий вид на стену и галерею открывается с одной из площадок, где мы впервые встретили своего «проводника». Стена опоясывает гору каменной лентой, а над ней, выше. расположена естественная пещера, в которую некогда древнейшие мастера живописи спрятали от глаз 500 изображений обнаженных женщин.

// maryika.livejournal.com

Крупным планом часть стены и сама галерея, завешанная тканевыми тентами, чтобы сберечь ценнейшие произведения искусства. Доступ в Галерею долгое время был открыт только для ученых экспертов и правительственных доверенных лиц. Однако, к счастью, совсем недавно её разрешили посещать туристам. И даже позволили фотографировать фрески (естественно без вспышки).

// maryika.livejournal.com

Проходя через череду железных лестниц странной конструкции, мне вспомнилась старинная компьютерная игра (привет тебе мой 486 комп!) под названием Magic Island, где на раздолбанной тележке нужно было ездить по острову, пронизанному всякими, как две капли воды похожими на эти, ржавыми железными туннелями…

// maryika.livejournal.com

Как раньше в 5 веке н.э. в пещеру на середине скалы попадали люди? Говорят, там были веревочные лестницы…

// maryika.livejournal.com

А теперь вот такая винтовая железяка 🙂

// maryika.livejournal.com

Сама скальная пещера небольшого размера, а для туристов открыта только ее часть — где расположены все сохранившиеся изображения.

// maryika.livejournal.com

Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам, как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, чудом сохранили свои яркие цвета. Все краски натурального происхождения — из цветов и растений. Поэтому это самые экологически чистые цветные картины. Может быть именно в этом секрет их долголетия?

// maryika.livejournal.com

Никто точно не знает кто они — возможно наложницы короля или просто плод воображения художника. На женщинах нарисованы богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, в руках цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок до наших дней сохранились только 18 дам. Обратите внимание, что все лица женщин довольно похожи…

// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com

Часть сильно повреждена, но еще существует… По первой исторической версии все эти женщины — жены или придворные наложницы Короля Касапы. Обычно живопись выполняет определенную роль — или декоративную, либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным.

// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com

По второй версии смысл живописи можно понять, если определено назначение самого комплекса. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна — богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувством бесконечности. Примеры такого «копирования» найдены в Индии, Центральной Азии, Китае, Индонезии и в Бирме.

// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com
// maryika.livejournal.com

Особого внимания заслуживают две картины. Первая фреска называется «дама на облаке». Она примечательна тем, что единственная изображена именно так. Она выглядит старше остальных и ее пресс впечатляет, такого мускулистого телосложения больше нет ни у одной «пышечки» или «стройняшки». Эту фреску считают главной. Все остальные женщины по позам ей прислуживают — провожают, несут дары и цветы.

// maryika.livejournal.com

Вторая фреска уникальна тем, что у женщины три руки. Одна рука держит поднос, вторая внизу в просительном жесте, а третья просматривается на её груди. Это говорит о том, что все картины писались «без черновика» и набросков. Сразу красками по стенам пещеры… Поэтому «стереть» или «закрасить» ошибки художника не было никакой возможности. Её только попытались завуалировать одеждой.

// maryika.livejournal.com

Спускаемся к Зеркальной стене, названную так потому, что она была до блеска отполирована с помощью минералов. Почти вся она покрыта царапинами. Все надписи оставлены посетителями Сигирии и датируются VIII-X-XIII веками нашей эры.

// maryika.livejournal.com

В текстах на стене место упоминается как Sihigiri — скала Поминовения. А хроники Махавамса XIII века называют скалу — Скала Льва. По этой теории, все Верующие, поднимаясь в галерею, на «платформу льва» и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия — это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения.

// maryika.livejournal.com

Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с «платформы льва», были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом были найдены в Индии. С течением времени Тара была забыта простыми людьми. И тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами и наложницами короля Касапы — поощрялось пропагандой секты Теравада.

// maryika.livejournal.com

Большинство надписей расшифровываются как простые поэмы — насчитывается более 700 стихотворений, посвященных красоте изображенных в Галере фресок женщин.

masterok

Сигирия — это древняя горная разрушенная крепость с остатками дворца, расположенная в центральном районе Матале на Шри-Ланке. Эта удивительная каменная крепость окружена остатками обширной сети садов, бассейнов, и других структур. Это место очень популярно среди туристов, которые путешествуют по Шри-Ланке.

Развалины города Сигирия, построенного царем Кассапой I, убившим своего отца, располагаются на склонах у горы высотой 370 м над уровнем моря. Этот пик называется Львиной скалой и со всех сторон окружен джунглями. Входом в город была огромная пасть льва … от которого сейчас остались только лапы.

Давайте узнаем историю этого грандиозного сооружения …

Дело в том, что невозможно утверждать о какой-либо достоверности описанных событий, ведь речь идет о V веке, но история постройки крепости в скале у Сигирии такова. Царь Кассапа I, замуровав собственного отца в стену, взошел на трон и стал отстраивать руками своих рабов безопасное укрепление для продолжения своих темных подлых дел. Через пару десятков лет Кассапу убил его… брат (с красивым именем Моггаллан). Если вдаваться в кровавые подробности, то Кассапа, имея такое высокое и крепкое убежище оказался настолько глуп, что взгромоздился на слона и, прихватив свою армию, вышел биться с Моггалланом и его войском. Разгромленный царь, оказавшись перед лицом расправы, второпях наложил на себя руки.

Или вот еще вариант:

У короля Датусена (459-477 гг.) было два сына. Старший — Кассапа, младший — Могаллан. Престол унаследовать должен был старший, но отец решил передать правление Могаллану, так как Кассапа был сыном одной из многочисленных наложниц. Кассапа очень разозлился и в 477 году в порыве гнева убил своего отца. Могалан, испугавшись того, что и ждет та же участь, скрылся в Южной Индии.

Опасаясь мести, Кассапа решил построить столицу в труднодоступном месте. Таким местом стала скала Сигирия — ее высота почти 200 метров. Выбранное место было расчищено, и в короткие сроки был возведен прекрасный город с множеством садов и фонтанов.

18 лет правил Кассапа этой крепостью и, наконец, решил сразиться с братом. Он послал ему вызов, и тот принял его. Два огромных войска встретились на равнине. Но удача была не на стороне Кассапы, его войска бежали. Оставшись один, Кассапа перерезал себе горло. Так закончилась история великого города на вершине Сигирии: Могаллан приказал стереть все следы правления брата, уничтожив цитадель. Старая столица Анарадхапур была вновь восстановлена.

Вообще, археологи авторитетно утверждают, что примерно за 1000 лет до Кассапы Львиную скалу уже облюбовали буддийские монахи и вообще скала и окрестности не прекращая привлекали людей для жизни и молитв многие сотни лет до и после того момента, как Сигирия была укрытием. Занятно, что со своей ролью защитницы царя, скала справилась весьма условно. Хотя помимо дозорных площадок со стражниками, на вершине были построены укрепления, с которых в любой момент можно было сбросить огромные каменные валуны на атакующих. Гора оказалась более пригодной в качестве пристанища религиозных культов.

Безусловно, главной достопримечательностью этого места является горный дворец, расположенный на высоте 200-метров.

Археологи предполагают, что дворец был построен в конце 4 века. Инициатором строительства стал монарх-отцеубийца по имени Касапа, который бежал в эти удалённые места, опасаясь мести брата – настоящего наследника.

Сигирия во время доисторических времен имела своих жильцов и использовалась как горный монастырь-убежище начиная приблизительно с 5-ого столетия до н.э, с пещерами и монастырями. Сад и дворец были построены немного позже королем Касапой. После смерти Касапы место снова стало монастырем до 14-ого столетия, после чего было заброшено. Надписи Сигири были расшифрованы археологом Сенаратом Паранавитаной в его известной работе, изданной в Оксфорде. Он также написал популярную книгу «История Сигирии».

Скала Сигирия высотой 370 метров над уровнем моря сформирована из магмы потухшего и долго разрушающегося вулкана. Скала возвышается высоко над окружающей равниной, видимой на множество миль во всех направлениях. Скала, опираясь на крутую насыпь, возвышается над плоской равниной.

Исследователи считают, что ещё до строительства горного дворца здесь селились люди (в основном монахи и отшельники). Монастырём дворец стал после смерти Касапы, а ещё спустя несколько десятилетий был полностью покинут людьми.

История начинается с самого раннего свидетельства человеческого присутствия в Сигирии, которое было найдено в горном убежище Алигала в восточной части скалы. Эти находки доказывают, что область была заселена почти пять тысяч лет назад во время мезолита. В течение третьего столетия до нашей эры здесь находились горные убежища-пещеры, устроенные буддистскими монахами. Эти строения были построены между третьим столетием до нашей эры и первым столетием нашей эры.

Во время господства короля Касапы от 477 до 495 нашей эры, Сигирия была развита в сложный город, став неприступной крепостью. Большинство сложных построек на горной возвышенности, включая защитные структуры, дворцы и сады, относится к периоду правления Касапы

Комплекс сооружений на горе впечатляет благодаря сочетанию симметричных и асимметричных элементов. Кажется, что в постройках Сигирийского дворца нет никакого порядка, однако в целом все они гармонично сочетаются друг с другом.

Касапа прекратил править в 495 нашей эры, и Сигирия снова превратилась в буддистский монастырь – монахи находились здесь до четырнадцатого столетия. После этих событий никаких упоминаний о Сигирии не было обнаружено до семнадцатого столетия, когда эта местность стала Королевством Канди. Когда правление Канди окончилось, Львиная скала была снова заброшена.

Археологические работы здесь начались в 1890-ых. H.C.P Бэлл был первым археологом, который провел обширное исследование местности вокруг Сигирии. Масштабные же исследования начались в 1982 году, начатые правительством Шри-Ланки

Конечно, сегодня от дворца остались лишь руины, однако даже эти остатки былого величия впечатляют. В западной части дворцового комплекса находился парк с несколькими бассейнами. Вода доставлялась наверх горы с помощью системы механизмов, которая сохранилась в целости и сохранности до наших дней.

Древний замок, построенный Касьяпой, сохранился на вершине холма до сих пор, как и части крепости. Несмотря на возраст, некоторые решения строителей дворца все еще поражают своей изобретательностью – цистерны для хранения воды все еще удерживают в себе воду, а рвы и стены окружающие дворец все еще изящны и красивы.

Сады Сигирии – самая центральная часть этой местности, поскольку это одни из самых благоустроенных садов в мире. Сады разделены на три отдельных участка: водные сады, сады из камней, и сады – террасы.

Знаменитая часть Сигирии – зеркальная стена. Изначально эта стена так хорошо полировалась, что король мог видеть себя, пока шел рядом с нею. Стена сделана из особого фарфора, и частично покрыта стихами, набросанными посетителями Львиной скалы. Самые древние из стихов Сигирии датируются 8-м столетием. Множество посетителей писали на стене о любви, иронии и различных событиях.

Вход в главную часть древнего города, то есть во дворец, был декорирован львиными лапами и вероятно предназначался только для членов королевской династии. Первоначально вход представлял собой голову льва, то есть, чтобы попасть во дворец, необходимо было пройти через открытую пасть! К сожалению, время не пощадило столь уникальные врата…

Одной из главных задач при организации обороны на такой внушительной высоте была задача собрать и сохранить воду в том количестве и качестве, в котором она требовалась царю, армии и прислуге. В городе у подножья скалы был вырыт двойной крепостной ров, в городе наполняла бани, пруды и фонтаны. На тот момент система бассейнов в форме буквы Г, реализованная в Сигирии — настоящее инженерное чудо! И даже под землей удалось организовать трубы для подачи воды от крепостных рвов в отдаленные концы города. Трубы делали из обоженной глины.

Зеркальный коридор вёл в королевские покои. Некогда это было одно из самых роскошных помещений Сигирийского дворца. Здесь находилось несколько сотен фресок, на большинстве из которых были изображены полуобнажённые женщины – наложницы правителя. Стоит отметить, что несколько фресок сохранилось и до наших дней.

Древний храм на вершине скалы был гигантской картинной галереей, фрески покрывали большую часть западного склона скалы, занимая область в 140 метров длиной и 40 метров высотой. Сейчас многие из фресок Сигирии утеряны навсегда, но стиль этой живописи считается уникальным и неповторимым. Сигирия – ценнейшее достояние Шри-Ланки, поэтому находится на особом счету у правительства.

Конечно, краски на них поблекли, однако изображения на них рассмотреть всё ещё можно. Исследователи считают, что при создании этих фресок были использованы натуральные краски на основе пчелиного воска и яичного белка. Именно это, по мнению ученых, придало фрескам такую долговечность.

Сами по себе картинки с изображением девушек на потолках в скале на высоте около 100 метров не более чем симпатичные рисунки. Удивляет их количество и качество выполнения. Фрески в определенный момент истории Сигирии пытались смыть. О том кто именно изображен на фресках: царица со слугами или девушки, оплакивающие гибель царя с цветами или небесные нимфы, составляющие часть мифических рассказов Шри-Ланки ученые спорят до сих пор. Сейчас можно разгляеть только 21 девушку, но следы, оставленные на разных этапах росписи скалы говорят о 500 девах нарисованных на участке скалы длиной в 140 метров!

С горы “львиная скала” открывается великолепный вид на близлежащие окрестности. Отсюда, как на ладони, лежат рисовые поля, леса и небольшие озера. Когда-то на этой возвышенности находился королевский бассейн вместе с огромным троном.

Долгое время Сигирийский дворец считался разрушенным и затерянным где-то в лесах, однако в середине XIX века он был обнаружен. Здесь было проведено немало реставрационных работ, которые ведутся и поныне. Горный дворец был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и пользуется большой популярностью среди туристов. Ежегодно сюда приезжают тысячи путешественников, чтобы воочию увидеть руины древнего дворца!

Действительно, история возникновения Сигирии окутана многочисленными легендами. В пятом веке нашей эры Касапа (477-495гг.), старший сын короля Датусены (459-477 гг.), должен был унаследовать престол, но отец решил в пользу младшего сына Могаллана (мать Касапы была наложницей). Касапа воспылал ненавистью к отцу и заключил его в темницу, а в 477 г участвовал в его умерщвлении. Могаллана ужаснулся от страшных деяний старшего брата и скрылся в Южной Индии. Опасаясь мести Касапа решил построить столицу в труднодоступном месте. И он выбрал скалу Сигирия, 370 м в высоту.

Король и его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами с фонтами и бассейнами. Соорудили самые изумительные лестницы в мире: ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров льва. Лев – эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены. На вершине скалы был построен дворец – цитадатель. Цитадатель начинается с «платформы льва», от которого остались только лапы. Ступеньки ведут на террасу размером 1,7 га, где когда-то находился дворец. От гигантской высеченной в скале фигуры льва, пасть которой некогда служила входом в крепость, уцелели только лапы, но на поверхности скалы до сих пор сохранились любопытнейшие стихотворные надписи, оставленные посетителями Сигирии, начиная с VIII века.

По описанию путешественников фронтон дворца, выстроенного из мрамора и окруженного садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Невозможно не удивляться тому, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены с узкими платформами для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове в случае чьего-либо вторжения. Один из них до сих пор держится, готовый вот-вот упасть.

Путешественики также описывают галерею с фресками и «зеркальную стену», отполированную с помощью минерала. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, сохранили свои яркие цвета.

Никто не знает кто они, возможно просто плод воображения художника. На них были богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, а в руках – цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок сохранились только 18. Царапины на «зеркальной стене», следующей за галереей, это простые поэмы, посвящению красоте этих женщин.

Западный и южный склоны разделены на террасы, где раполагались помещения для слуг и охраны. На западном склоне два пролета ступенек ведут на скалу. Одна лестница проходит рядом с пещерой, посвященной богине Афродите, фигурка которой была обнаружена здесь в XII веке во время правления короля Паракрамабаху. Обращает на себя внимание огромный расчлененный валун, на одной половинке которого выдолблена цистерна для воды. На другой, упавшей половине, трон и квадратная площадка, где, возможно, проходили заседания члена совета министров.

По другой версии здесь устраивались театральные представления. В пещере ниже валуна, носящей название «капюшон кобры», следы древней живописи на потолке – биография Касапы. Среди валунов вокруг скалы обнаружено несколько мест религиозного характера. Пещерный храм содержит недатированный торс статуи будды, на котором монахи занимались медитаций. Preaching Rock, огромный валун, с которого произносились проповеди, имеет огромное количество миниатюрных ниш, где в дни полудня зажигались маслянные лампадки…

За 18 лет правления с вершины скалы Касапа возомнил себя хозяином вселенной. Уверенный в своей силе, он послал весть брату, вернувшемуся из Индии с войском, что хочет сразиться с ним на равнине. Но решение было принято неудачно. В разгар битвы слон Касапы двинулся к ближайшему пруду напиться воды. Армия решила, что король спасается бегством и начала отступать. Оставшись один, Касапа перерезал себе горло. Могаллана разрушил цитадель, уничтожив следы бывшего хозяина, и, взяв власть в свои руки, восстановил столицу в Анурахапуре.

Сейчас идут реставрационные работы. На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март – единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны.

Из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчитка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и» зеркальной стены», подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок.

Теория дворца также не выдерживает критики. При раскопках на вершине скалы обнаружена прямоугольная платформа размером 13 х 7 м, которая безоговорочно была признана дворцом Касапы. Но если это дворец, то почему нет следов присутствия комнат, туалета, колонн, углублений для колонн? Не обнаружено так же остатков черепичной кровли, зато найден сосуд, в котором хранились реликвии. Каким образом крытая черепицей крыша, могла выдержать напор мусонных ветров и дождей? Высеченный из камня гигантский трон южнее платформы и на более низком уровне – единственное строение на вершине, которое имеет признаки когда-то существовавшей крыши (или навеса), защищенной вертикально поднимающейся каменной стеной. В 1833 г на вершине была обнаружена ступа, существовавшая еще в начале нашего столетия; сейчас это место обозначено колышками. Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности?

Правящие монархи являлись покровителями веры. Орден монахов пользовался большими привелегиями в виде королевских дотаций, престижа и протекции. Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб – Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.

Эта скала была еще и вся в садах, в том числе – террасных. Искусственные бассейны для воды везде – снизу доверху. И вся водная инженерная система способна действовать и сейчас. Не всегда понятно – как там внутри, в скале, но действует. Снаружи можно только увидеть прорубленные стоки для отвода воды, они есть и во всех пещерах по дороге.

Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших – ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни.

Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна – богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме.

Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на «зеркальной стене», оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri – скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri – Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на «платформу льва» и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары.

Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия – это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара.

По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с «платформы льва», были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M – Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада.

Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Было легче вести праведный образ жизни в окружении прекрасного пейзажа и благоприятного климата. Мощные валы со рвами отводили избыток дождевой воды за территорию монастыря, который иначе бы подвергся наводнению. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку. Резервуары с водой для ритульных омовений и декоративных целей явление не исключительное в буддийских храмах и монастырях.

Среди самых замечательных аспектов городского устройства в Сигирии – ее основанное на математических расчетах планирование и абсолютная ясность проекта. План города основан на точном квадратном модуле. Все постройки и сооружения расположены строго в соотношении с центром координат – дворцовым комплексом на вершине скалы. Восточные и западные входы четко соответствуют оси восток – запад. Королевские водные сады, рвы и валы западной зоны основаны на плане ‘эха’, или «зеркала», который дублирует расположение с обеих сторон между севером и югом с востока на запад. В своей полной концепции Сигирия представляет собой блестящую комбинацию симметрии и асимметрии в блоке геометрического планирования и естественной формы.

Часто при низкой облачности на вершине бывает необыкновенный эффект, когда облако лежит на вершине скалы и люди по пояс бродят в белых облаках. Создается впечатление, как будто ты ходишь по небесам. Этот необычный эффект потрясает даже опытных путешественников.

Очень долгое время о Сигирийской крепости знали только по преданиям. Считали, что ее уже не существует. Однако в середине XIX века были обнаружены руины этого великого сооружения. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению Сигирии. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

Сегодня Шри-Ланка и вершина Сигирии невероятно популярны: каждый год сюда съезжаются тысячи людей со всех уголков света, чтобы посмотреть на одно из чудес древности, сохранившееся и по сей день.

Обязательно посетите виртуальную экскурсию к этому сооружению древности. Нажимайте на картинки ниже …

источники
http://stranymira.com

Оставьте комментарий