Симонов монастырь Москва

История

XIV—XVII века

Монастырь основал в 1370-х годах преподобный Фёдор, племянник Сергия Радонежского, при правлении князя Дмитрия Донского. Согласно другой версии, обитель появилась во времена княжения Симеона Гордого. Первоначально монастырь находился на левом берегу Москвы-реки, на месте существующей приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, земли для строительства пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и произошло название монастыря.

В 1379 году на новом месте был заложен каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а вокруг него — кельи для братии. Пятиглавый собор строился 26 лет и был освящён в 1405-м, после чего в него поместили Тихвинскую икону Богоматери. Внутри и снаружи его расписали изображениями угодников Божьих и сюжетами из Священного Писания. Пятиярусный резной иконостас церкви вызолотили червонным золотом.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» Троице-Сергиевой лавры и всегда останавливался в нём во время приездов в Москву. В стенах обители обучались известные церковные деятели: Кирилл Белозерский, митрополит Иона, митрополит Геронтий,архиепископ Ростовский Иоанн, патриарх Иосиф. В XVI веке в монастыре проживали и работали деятель нестяжательства Вассиан и богослов Максим Грек.

В 1476 году от удара молнии упала церковная глава. Верх постройки восстановил при правлении Ивана III ученик итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. В XVI веке архитектор Фёдор Савельевич Конь построил башни и стены обители на средства Владимира Григорьевича Ховрина. Укреплённый при Борисе Годунове монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея в 1591 году.

В 1621 году князья Мстиславские в Ярославском уезде подарили монастырю большой земельный вклад: два погоста, село Ивановское, 94 деревни, 13 пустошей и 6 починков с лугами. Они также построили каменную церковь Одигитрии рядом с Успенским собором. В конце XVII столетия обители принадлежали почти 2500 крестьянских дворов и 20 тысяч крепостных.

В период с 1630-х до конца 1680-х годов в монастыре заново возвели стены и башни, надстроили их шатрами и отремонтировали храмы. Окружность укреплений составляла 825 метров, высота — около 7 метров. Вдоль стен возвели каменные здания келий, помещение для мастерских и Сушило — хозяйственный корпус. В 1680-м была заложена Новая трапезная по проекту Парфена Петрова. Однако задуманный стиль постройки не одобрили монастырские власти. Против мастера возбудили судебную тяжбу, а стройку заканчивал Осип Старцев.

XVIII—XIX века

Вид монастыря до постройки новой колокольни, 1810-е годыФото из альбома Найдёнова, 1882 год

В 1771 году в связи с секуляризационной реформой монастырь был упразднён Екатериной II. По причине распространившейся в то время эпидемии чумы его преобразовали в изолятор, в котором содержали заражённых людей. С начала 1774-го восстанавливали храмы и иконостасы. В 1795 году Афанасий Долгов, глава Общества купцов, отправил прошения в Санкт-Петербург о восстановлении обители. По указу императрицы началась её реставрация. Настоятелем назначили архимандрита Игнатия (Ушакова), перемещённого из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами монастырь был разграблен. Паперть соборной церкви и башни заняли под конюшни, в монашеских кельях поселились солдаты. На восстановление обители в 1820-е годы поступали средства из казны, организаций и частных лиц. Историк Вадим Пассек писал:

Вскоре явились приверженные к Симоновской обители благодетели, которые исправили необходимые церковные и монастырские нужды, и оказывали пособия к содержанию и обзаведению братии; а щедроты Государя Императора исцелили раны монастыря: все здания, пострадавшие от пожара, были поправлены и приведены в лучший порядок.

В 1834 году к Успенскому собору, по правую сторону алтаря, на средства купца Василия Терликова пристроили придел во имя Казанской иконы Божией Матери, а с левой стороны — двухэтажную ризницу. В 1835—1839 годах благодаря купцу И. Игнатьеву была построена колокольня. Первоначальный проект в стиле классицизм создал зодчий Евграф Тюрин, однако возвели её в русско-византийском стиле по проекту Константина Тона. Высота постройки составляла более 90 метров, на четвёртом ярусе были установлены часы. В тот период велись работы по перестройке Новой трапезной с возведением двух приделов. Также реконструировали Знаменскую церковь над восточными вратами, ремонтировали настоятельские и братские кельи. В конце XIX века восстановили стены и башни обители.

После революции

Вид с колокольни на Москва-реку. Внизу видна башня Дуло и корпус Сушило; слева от излучины реки — церковь в Старом Симонове, 1895 год

После Октябрьской революции в 1918 году монастырские ценности передали в Оружейную палату. В 1923-м обитель закрыли, а в Тихвинской церкви с трапезной устроили Музей военно-крепостной обороны. Директор Василий Иванович Троицкий наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников. Через три года провели ремонтно-реставрационные работы стен и башен под руководством архитекторов Научно-реставрационного центра имени Грабаря — Николая Марковникова, Николая Жукова, Дмитрия Сухова. В 1928 году обрушилось парадное крыльцо Новой трапезной. В том же году московское коммунальное хозяйство уничтожило монастырское кладбище, оставив несколько памятников общественных деятелей.

В 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры Пролетарского района. В ночь на 21 января 1930 года были взорваны постройки обители. Снесли пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные храмы, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегающими к ним постройками. В ходе сноса уцелели южная стена с тремя башнями, трапезная с Тихвинской церковью и некоторые служебные постройки. На месте уничтоженного некрополя в 1937-м воздвигли Дворец культуры ЗИЛа по проекту архитекторов Леонида и Александра Весниных.

До середины 1950-х годов здания монастыря использовались для бытовых нужд, в основном как жильё для рабочих близлежащих заводов. В 1960-х переоборудовали постройки для размещения в них цеха промкомбината «Рыболов-спортсмен».

В 1991 году монастырь был передан Русской православной церкви, которая отреставрировала обвалившуюся Новую трапезную, а в июле 1992-го в ней состоялась первая служба.

В Третьяковской галерее находятся четыре иконы, связанные с Симоновым монастырём:

  • Богоматерь Одигитрия, около 1397 года (моск. школа), принесённая в 1397 году в Белозерский край Кириллом Белозерским из московского Старого Симонова монастыря и до 1917 года находившаяся в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. В галерею поступила в 1931 году из Центральных государственных реставрационных мастерских;
  • Владимирская икона Божией Матери, первая половина XVI века из собора Симонова монастыря, откуда поступила в галерею в 1931 году;
  • Богоматерь из деисусного чина, вторая половина XVI века, поступившая в 1930 году из фонда Московского отдела народного образования;
  • складень трёхстворчатый из ризницы Симонова монастыря (в её описи сказано, что этим складнем Сергий Радонежский благословил иноков Пересвета и Ослябю перед Куликовским сражением; однако современная датировка относит его к середине XVII века, московской школы). Поступил из ризницы монастыря в 1930 году. На среднике изображён Спас Смоленский с припадающими Николой и Кириллом Белозерским и двумя ангелами, на створках предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Настоятели монастыря

  • архимандрит Феодор (1370 — ?)
  • архимандрит Иларион (1396—1406)
  • архимандрит Сергий (Азаков) (1406—1423)
  • архимандрит Геронтий (1447—1453)
  • архимандрит Аарон (1481—1482)
  • архимандрит Нифонт (1482—1484)
  • архимандрит Зосима (Брадатый) (1485—1490)
  • архимандрит Варлаам (16 век)
  • архимандрит Иоанн (1514—1520)
  • архимандрит Савва (Чёрный) (1543—1544)
  • архимандрит Трифон (Ступишин) (1544—1549)
  • архимандрит Филофей (1560—1562)
  • архимандрит Иов (1571—1572)
  • архимандрит Павел (сентябрь 1612—1613)
  • архимандрит Левкий (1620—1625)
  • архимандрит Мисаил (1666—1667)
  • архимандрит Павел (май 1671—1674)
  • архимандрит Гавриил (Домецкий) (1679—1691)
  • архимандрит Рафаил (Краснопольский) (1704—1708)
  • архимандрит Дорофей (Короткевич) (1710—1712)
  • архимандрит Амвросий (Юшкевич) (1734)
  • архимандрит Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 — 24 сентября 1771)
  • Иоанникий (Гаврилов)
  • архимандрит Павел (Пономарёв) (27 ноября 1783—1785)
  • архимандрит Игнатий (Ушаков) (1795—1796)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (1797—1810)
  • архимандрит Герасим (Князев) (1810—1821)
  • архимандрит Мельхиседек (Сокольников) (1821—1851)
  • архимандрит Аполлоний (Матвеевский) (1851—1861)
  • архимандрит Порфирий (Попов) (1861—1864)
  • архимандрит Гурий (Карпов) (13 сентября 1865—1866)
  • архимандрит Евстафий (Романовский) (1866—1881)
  • архимандрит Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881—1889)
  • архимандрит Андрей (Садовский) (1889 — 26 апреля 1893)
  • архимандрит Арсений (Изотов) (1893—1894)
  • епископ Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
  • епископ Мисаил (Крылов) (1908—1917) (при нём в 1914—1916 наместником был архимандрит Филарет (Яценко))
  • архиепископ Назарий (Кириллов) (1917—1919)
  • архимандрит Петр (Руднев) (1920—1921)
  • митрополит Иаков (Пятницкий) (1921—1922)

Архитектурный ансамбль

Успенский собор

Успенский собор, конец XIX века

Иконостас собора был написан в 1404—1405 годах Максимом Греком и Андреем Рублёвым. В нижнем ярусе иконостаса находились иконы: «Успения Богоматери», «Живоначальной Троицы», «Тихвинская икона Божией Матери», «Симоновская Казанская икона Богоматери». В местном ряду был расположен образ «Спас Вседержитель». В храме хранился золотой крест, украшенный драгоценными камнями — дар царевны Марии Алексеевны. Собор был демонтирован в 1930-м вместе с другими постройками.

В записях архидиакона Павла Алеппского, посетившего Симонов монастырь вместе с антиохийским патриархом Макарием в феврале 1656 года, собор описывается следующим образом:

Нас повели вверх в высокую церковь с одним куполом, в ней мы отстояли часы и вечерню. Облачив нашего владыку патриарха, мы вышли в нарфекс и отслужили царский молебен… Эта церковь весьма высока, с тремя железными дверями. Что касается царских врат, то мы еще не видывали подобных им по их высокой ценности, ибо они сплошь покрыты золотом, серебром и драгоценными каменьями.

Колокольня

Колокольня, конец XIX века

Была построена в середине XVI века с двумя приделами во имя Архангела Михаила и Николая Чудотворца. В 1835 году её полностью разобрали и перестроили по проекту Константина Тона. Новая пятиэтажная колокольня не сохранила прежних храмовых престолов. На первом ярусе находились Святые врата, на втором — храм во имя Александра Невского и Иоанна Цареградскаго, на третьем — колокола, на четвёртом — боевые часы, а на последнем — круглая лестница в главу. Высота колокольни с крестом составляла около 100 метров.

Спасская церковь над Святыми вратами

Спасская церковь над Святыми вратами, конец XIX века

Была построена в 1591—1593 годах в честь победы над войсками татарского хана Казы-Гирея. Храм представлял собой бесстолпный четверик с одной главой. В нижнем ярусе находились ворота, в верхнем — безапсидная церковь. Завершение храма было установлено на пирамиде из трёх рядов полуциркульных кокошников.

Вид церкви в описи монастырских церквей, произведённой в 1783 году:

Церковь каменная над монастырскими воротами от Москвы-реки во имя происхождения честного креста господня. В ней царские двери столбцы ясень, обложены акладом серебряным золоченым.

В начале 1820-х годов в храме производились ремонтные работы. В 1823-м создали новый иконостас, через десять лет расписали западные ворота под церковью и вызолотили главу.

Другие монастырские постройки

Церковь Сошествия Святого Духа представляла собой двухэтажный одноглавый храм. Была построена около 1700 года и освящена во имя святых Ксенофонта и Марии. В 1796-м перестроена и переосвящена в честь Сошествия Святого Духа.

Церковь Тихвинской Божией Матери при трапезной возвели в 1677 году. В 1840-м престол во имя преподобного Сергия переосвятили в честь Тихвинской Божией Матери. Тогда же с южной и северной сторон пристроили приделы. В 1982 году в храме находилось главное помещение промкомбината.

Церковь над восточными воротами Знамения Пресвятой Богородицы основали в середине XVII века на средства боярина Юрия Сулешова рядом с Успенским собор. В 1834—1843 годах была перестроена по проекту Евграфа Тюрина и переосвящена во имя Николая Чудотворца.

Новая трапезная

Трапезная, которую возвёл в конце XVII века Осип Старцев, 2010 год Основная статья: Трапезная палата Симонова монастыря

Возведение Новой трапезной было начато в 1680 году Парфёном Петровым на средства царя Фёдора Алексеевича. При строительстве нового здания архитектор использовал детали древней московской архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново в стиле московского барокко архитектором Осипом Старцевым. Новая трапезная стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную огранённую кладку.

В октябре 1798 года в трапезной на средства Афанасия Долгова устроили два придела: первый — во имя Афанасия Александрийского и мученика Гликерии, второй — в честь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1806-м по прошению жены Валентина Платоновича Мусина-Пушкина был освящён придел во имя святого мученика Валентина.

В 1910—1911 годах на средства Анны Степановны Бахрушиной осуществили капитальный ремонт постройки: отштукатурили, украсили, сделали новые потолки и подоконники. А в 1928-м обрушилось парадное северное крыльцо. Через год правление рабочего дворца «Пролетарская кузница» запросило разрешение «на переоборудование трапезной Симонова монастыря под театр для рабочих Ленинской слободы». Однако прошение не приняли. После взрыва монастыря трапезная, как и другие уцелевшие постройки, использовалась как жильё.

В 2000-е годы была проведена реставрация Новой трапезной. По состоянию на 2018-й в ней проходят службы.

Крепостная стена и башни

Крепость имела пять башен: сохранившиеся — Дуло, Кузнечную и Солевую, а также разрушенные — Сторожевую и Тайницкую. Укрепления возвели в XVII веке, предположительно, по проекту Антипа Константинова. В описи 1741 года о стене сказано: «Вкруг монастыря на каменной ограде и на двух башнях и на кельях… кровли тесовые ветхи, надлежит оные собрав и покрыть вновь в два теса, подкладывая под спаи дрань; помянутая ограда вокруг мерою 300 саж., шириною 4 арш., башни длиною по 10 арш., шириной по 6 арш».

Авторство башни Дуло приписывают Фёдору Коню. Она имела четыре яруса бойниц, на втором и третьем были устроены взвозы для подъёма оружия и боеприпасов. Во второй половине XVII века башню надстроили каменным шатром на месте демонтированной парапетной стенки.

Кузнечная башня находится между Дуло и Солевой, имеет в плане пятиугольную форму. Она была построена единовременно со всем комплексом монастырских укреплений и в конце XVII века надстроена каменным шатром, покрытым красной черепицей. После закрытия монастыря в 1920-х годах в нижнем ярусе находилась ремонтная мастерская. В начале 1930-х прясло южной стены, примыкавшее к Кузнечной башне с востока, было полностью уничтожено.

Солевая башня представляет собой девятнадцатигранник с нижним и средним боями в арочных нишах.

В крепостной стене находилось четверо ворот:

  • Восточные (Луговые) — с надвратной церковью Знамения Пресвятой Богородицы.
  • Западные — со стороны набережной Москвы-реки, с надвратной церковью во имя Всемилостивого Спаса.
  • Южные (Боковые) — были расположены в прясле между башнями Дуло и Кузнечной.
  • Водяные — располагались за сохранившимися Казначейскими кельями.

Сохранившиеся башни монастыря

Башня Дуло, 2010 год

Кузнечная башня, 2010 год

Солевая башня, 2009 год

Некрополь

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год

В монастырском соборе похоронили Симеона Бекбулатовича — крещёного касимовского царевича. В 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же были захоронены сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, в котором были похоронены поэт Дмитрий Веневитинов, писатель Сергей Аксаков, его сын Константин Аксаков, композитор Александр Алябьев, коллекционер Алексей Бахрушин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово.

В 1930-х годах одновременно с монастырём уничтожили и некрополь. С разорённого кладбища на Новодевичье перенесли останки поэта Дмитрия Веневитинова и писателей Аксаковых. На месте захоронений устроили гальванический, а потом столярный цеха. После передачи монастыря Церкви, во время строительных работ 1990-х годов, некоторые останки были найдены и вновь захоронены.

Все могилы, находящиеся здесь, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После чего останки, которые соответствуют останкам человека, были здесь в некрополе с отданием необходимых почестей и обрядов захоронены. Протоиерей Андрей Горячев

МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Симонов монастырь.24 сентября 2016

Московский Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, 1 класса, ставропигиальный (недейств.)

  • Адрес : Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобным Федором, уроженцем Радонежа.

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях — к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля — и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и святой Феодор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, сохранившаяся и поныне.

Тогда же была заложена каменная церковь Успения Божией Матери. Церковь была освящена в 1405 году. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.

Московский Симонов монастырь. Картина XIX века

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря в XV-XVII веках вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Московский, святитель Геронтий, митрополит Московский, патриарх Московский и всея Руси Иосиф, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

В 1383 году Симонова обитель первой на Руси сделалась ставропигиальной, войдя под непосредственное управление патриарха Константинопольского. Монастырь вскоре прославился по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Феодор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста.

В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны.

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода «друзья-конкуренты», работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин.

В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

Вид Симонова монастыря

По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь — строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея.

Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная Кузнечная и круглая Солевая — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

в 1812 году подвергся разорению от французов.

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в «русском» стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению — близ монастырской ограды — колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.

В 1896 году Успенский собор монастыря был реставрирован и освящен.

фото Симонова монастыря. Конец ХIХ в.

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович — крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году «царем и великим князем всея Руси» и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д.В. Веневитинов (1805-1827), писатель С.Т. Аксаков (1791-1859), его сын Константин Сергеевич Аксаков |1817-1860), композитор А.А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А.П. Бахрушин (1853-1904), дядя А.С. Пушкина — Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

Живописное местоположение монастыря вдохновляло многих поэтов, писателей и художников. Около монастыря находился пруд, по преданию, выкопанный Сергием Радонежским.

Монастырь в советское время

С 1923 года в части монастыря размещался музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. Был выпущен путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 году.

В мае 1929 года был закрыт последний храм монастыря.

В ночь на 21 января 1930 года, в 6-ю годовщину смерти В. И. Ленина, Успенский собор Симонова монастыря (на то время одно из древнейших зданий Москвы) и стены вокруг него были взорваны, также погибли колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители.

От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с обезглавленной церковью Тихвинской иконы Божией Матери, и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

С 1931 г. в трапезной монастыря находился киноклуб. Трапезная реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг.

В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Веснинами был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

Московский Симонов монастырь, 2008 г. Фотография Иванова Дмитрия с сайта sobory.ru

Наши дни

В 1992 году была зарегистрирована община глухих и слабослышащих Тихвинского храма бывшего Симонова монастыря.

В 1995 году остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

К 1990 году в монастыре сохранились следующие здания:

  • крепостные стены (три прясла): были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
  • Солевая башня (угловая, юго-восточная), построена в 1640-е гг.;
  • Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене), имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный
  • «Дуло» (угловая, юго-западная башня), увенчана высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой
  • «Водяные» ворота (1/2 XVII в.);
  • «Келарский корпус» (или «Старая» трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); Старая трапезная — название XX века, Келарский корпус — название XIX в., Хлебная палата — название XVIII в. В 1485 году построили «келарский» корпус — двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно — одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.
  • «Новая» трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
  • «Сушило» (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.
  • Казначейские кельи (1/3 XVII в.).

Утраченные храмы

Успенский собор Московского Симонова монастыря. Фотограф К.Фишер

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор был заложен в 1379 году, когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 года.

В 1476 году в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти.

Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа.

В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом преподобный благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 году храм обновляли.

В январе 1930 года Успенский собор вместе частью других монастырских построек был взорван. Историки и реставраторы пытались спасти этот памятник, указывая на его древность и обнаруженные в соборе фрески XV в., но – безуспешно.

Церковь Николая Чудотворца Московского Симонова монастыря

Церковь Николая Чудотворца

В 1834 году над восточными воротами была возведена надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

Церковь уничтожена в начале 1930-х годов.

Колокольня с храмом Иоанна Постника и Александра Невского Московского Симонова монастыря

Церковь Иоанна Постника и Александра Невского в колокольне

В 1832 году было решено построить новую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал купец Иван Игнатьев. По первоначальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н.Е. Тюрина, однако в те времена уже набирало силу движение за возврат к более традиционной для России архитектуре. В итоге к 1839 году была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту К.А. Тона. Звонница, вдохновленная «Иваном Великим», превосходила его высотой на 9 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 16,4 т (1000 пудов). На четвёртом ярусе были установлены часы. Колокольня была одной из архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершённую картину живописной излучины Москва-реки вниз по течению от города.

В 1929 году была взорвана и разобрана на кирпич.

Церковь Спаса Всемилостивого Московского Симонова монастыря

Церковь Всемилостивого Спаса

В 1591 году монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события в 1593 году над древними западными вратами был сооружен небольшой Спасский храм.

Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века.

Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 года.

Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 года.

Церковь прп. Александра Свирского Московского Симонова монастыря. Фото с западной стороны

Церковь Александра Свирского

В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 году при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 году переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.

Храм закрыли в 1929 году, а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.

Оставьте комментарий