Сквер кикины палаты

О Лицее

Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский музыкальный лицей» (далее — Лицей) было создано в декабре 1995 г. на базе музыкальной школы № 12 Центрального района Санкт-Петербурга. По своей образовательной структуре долгое время Лицей не имел аналогов в России и за рубежом и не однократно признавался лучшим образовательным учреждением Санкт-Петербурга.

Наше образовательное учреждение располагается в одном из старейших исторических зданий Северной столицы «Кикины палаты»; построенное в стиле «Барокко», оно одно из немногих сохранившихся от петровского Петербурга.
Основной задачей Лицея является выявление наиболее музыкально одаренных детей, их профессионально ориентированное обучение на начальном и среднем этапах образования, а также подготовка к продолжению обучения в музыкальных колледжах или вузах. Обучение детей основам музыкальной грамоты, музыкальной культуры и их творческое развитие начинается с трех лет на дошкольном отделении. В возрасте пяти лет дети начинают играть на различных музыкальных инструментах, с учетом их индивидуальных способностей.

После четвертого класса наиболее одаренные и профессионально ориентированные в области музыки и искусства ученики могут продолжить обучение по программам средней общеобразовательной школы и специальной подготовкой по музыкальным предметам.

Учебные планы лицея с 5 по 11 класс по общеобразовательным предметам имеют гуманитарную направленность и соответствуют ФГОС общего образования. Их особенностью является то, что теоретический цикл музыкальных предметов включен в учебный план общеобразовательной школы, высвобождая, таким образом, необходимые часы для более глубокого изучения индивидуальных специальных музыкальных дисциплин. Занятия физическим воспитанием проводятся в бассейне и в спортивном зале. В штате лицея имеется педагог-психолог, регулярно консультирующий родителей учащихся.
Концертную практику учащиеся лицея проходят на ведущих концертных площадках Санкт-Петербурга. Ежегодно концертные коллективы лицея и лучшие учащиеся выезжают для прохождения концертной практики в страны Европы. За годы существования лицея его учащиеся неоднократно выступали с концертами в Германии, Франции, Италии, Дании, Швеции, Финляндии, Чехии, Норгвегии, Швейцарии и др.

Практически все выпускники лицея продолжают свое профессиональное образование в музыкальных колледжах, консерваториях, академиях и институтах культуры разных городов России и мира. Многие учащиеся имеют звания лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

Творческие коллективы учащихся лицея по праву считаются одними из лучших среди учебных заведений Санкт-Петербурга.

Камерный струнный оркестр «Прима» под руководством одного из ведущих дирижеров города, Заслуженного работника культуры РФ Сергея Ефаева дает возможность познакомить слушателей с множеством ранее не известных им произведений русских и зарубежных композиторов. В 2000 году оркестр «Прима» завоевал Гран-при Международного конкурса молодежных оркестров в Бельгии.

Концертный хор лицея, основанный О.А. Улитиной, существует с 1979 года. В 1999 году хор “Lyceum” получил серебряный диплом лауреата Международного конкурса молодежных хоров в Будапеште. С 2000 года хором руководит Борис Васильев. В 2003 году хор стал дипломантом Международного фестиваля в Монтре (Швейцария). Трижды (в 2005, 2007 и 2009 г.) «Lyceum» становился победителем Городского смотра-конкурса хоровых коллективов. В 2008 году хор получил I премию на Международном фестивале-конкурсе «Окно в Европу». Коллектив активно участвует в музыкальной жизни города.

Оркестр русских народных инструментов «Балалайка» был создан в 1979 году. Его бессменным руководителем с того времени является Заслуженный работник культуры РФ Алексей Долгов. За это время в исполнении оркестра прозвучало более пятиста переложений и обработок разнообразных произведений. Оркестр лицея является многократным лауреатом различных Международных конкурсов и фестивалей

Все творческие коллективы лицея постоянно выступают на лучших концертных площадках Петербурга и других городов России и Европы, их концерты неизменно проходят с большим успехом и вызывают внимание публики и прессы. Директор лицея – Романов Виталий Владимирович.

Музей Петра Великого «Кунсткамера» известен во всем мире. Его первым зданием были «Кикины палаты» — дворец одного из приближенных Петра. Александр Кикин был казнен по подозрению за участие в заговоре царевича Алексея против Петра.

Петр под влиянием европейской моды натащил в «Кунсткамеру» всякой жути, был даже подписан указ «О принесении родившихся уродов». Также царь увлекся сбором древностей, всего что «зело старо и необыкновенно».

Здание Кикиных палат сильно пострадало после войны, было отреставрировано. Сейчас здесь детская музыкальная школа.

Горожане боялись «Кунсткамеры», говорили, что призрак казненного Кикина бродит там по ночам, а жуткие экспонаты оживают.
Дабы заинтересовать суеверную публику «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина. А на закуску давали цукерброд».


Первоначальный вид «Кикиных палат», постепенно здание увеличили во всей красе барокко.

Служащие новомодного музея продолжали жаловаться на привидение. По ночам слышались шаги владельца дворца, гасли свечи и плавился воск. На стене появлялась кровавая надпись «Государь Алексей I». Если кто-то из живых видел призрак, это означало его скорую смерть.
Также в этом здании был городской театр Натальи Алексеевны — сестры Петра, и театр тоже пользовался «бесовской» славой.

Александр Кикин, став одним из приближенных Петра, не был доволен своим положением, желал большего. По легенде, Кикин пытался совершить покушение на царя, но пистолет трижды дал осечку. Перепуганный заговорщик сам во всем сознался Петру и был помилован.

Эту историю описывает писатель Даниил Гранин:
«Денщики неотлучно дежурили при царе, обычно ждали, когда он заснет, и ложились спать в соседней комнате. К очередному дежурству своему Кикин приготовил пистолет, зарядил его, дождался, чтобы Петр заснул, и, направив пистолет в голову царя, спустил курок. Осечка. Повторяет снова. Опять осечка. Озлясь, он сменил кремень, попробовал курок, убедился, что все исправно, перезарядил пистолет. Опять осечка. Рассказчики расходятся в подробностях. Одни утверждают, что попыток было две, другие — три.

Неудача поразила Кикина. Столько случайностей быть не могло. Это не осечки — это запрет, божественное вмешательство. Может, сам Всевышний защитил его и сейчас покарает Кикина. В ужасе он разбудил Петра, упал на колени и признался во всем. Показал пистолет, совершенно исправный. Теперь он, Кикин, считает себя “недостойным тяготить землю”.

Подумав, Петр сказал, что раскаянье Кикина еще более подтверждает божье покровительство.
Верил ли он сам в свою чудесную звезду, внушал ли окружающим, трудно сказать. Кикина в тот раз он простил».

Кикин был в дружбе с царевичем Алексеем — сыном Петра, который не принимал политических идей отца. По одной версии Кикин уговорил Алексея бежать в Европу ради безопасности, без претензий на трон. По другой — царевич должен был заручиться поддержкой союзников, чтобы свергнуть отца-тирана и получить корону. Разумеется, Петр заподозрил неладное в отъезде сына и приказал своим агентам вернуть его назад в Россию. Под страхом пыток Алексей все рассказал отцу, выдав своих сообщников.


Петр допрашивает сына Алексея.

Разгневанный Петр приказал арестовать вероломного Кикина и пытать, пока тот не сознается. По записям современников, Кикин объяснил свой заговор «Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру — когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив». Потом Кикин отрекался от своих слов, но это не спасло ему жизнь. Накануне Кикин был обвинен еще и в казнокрадстве, что не способствовало благосклонности государя.

Петр приказал колесовать предателя, так казнили в Европе государственных преступников. Казнь продолжалась целый день. Осужденному поочередно ломали кости.

Говорили, что Петр спросил заговорщика:
«Александр, ты человек умный. Как же дерзнул на такое дело?»
«Ум любит простор; а от тебя ему тесно» — ответил Кикин.


Колесование в 18 веке

Дворец былого царского сподвижника стал музеем.
“Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…” — издал Петр указ.

За мертвого «человеческого» урода можно было получить 10 рублей, за «скотского и звериного» — 5 рублей, за «птичьего» — 3 рубля. Живого уродца можно было продать за 100 рублей. Утаивание таких «диковин» каралось штрафом в десятикратном размере от их стоимости. Доносчик получал вознаграждение.

Потом на берегу Невы царь увидел сосну, ветка которой вросла в ствол в форме кольца. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул Петр и велел построить на этом месте новое здание Кунсткамеры, но это уже другая история.

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Поделиться ссылкой:

Кикины палаты

Кикины палаты – здание в стиле петровского барокко, построенное по проекту знаменитого немецкого архитектора Андреаса Шлютера, объект историко-культурного наследия нашей страны.

Возведение Кикиных палат проводилось в период 1714-1720 гг. Это – один из самых старых домов Санкт-Петербурга. Название особняка связано с именем его первого владельца – А. В. Кикина, сподвижника и друга Петра I.

Придворную карьеру Кикин начал в качестве государева денщика. Сопровождая царя в военном походе к турецкой крепости «Азов», денщик хорошо зарекомендовал себя и был отправлен на учебу в Нидерланды. В 1708-ом году Кикин был назначен главой столичного Адмиралтейства. Через 4 года ему был присвоен чин советника Петра по адмиралтейской части.

Казалось, судьба благоволит Кикину, и его счастливая звезда никогда не погаснет. Он стал одним из богатейших людей страны, начал строить себе особняк, больше напоминающий дворец. Но вот отношения с фаворитом Петра I Александром Меньшиковым у Кикина не сложились. Со временем между двумя соратниками императора возникла настоящая вражда.

Когда вспыхнул знаменитый конфликт между Петром I и царевичем Алексеем Петровичем, Кикин поддержал последнего. Именно бывший денщик императора помог Алексею скрыться за границей. В 1718 году Кикин был взят под стражу и спустя некоторое время казнен одним из самых страшных способов – колесованием.

Строительство Кикиных палат к тому времени еще не было завершено. Недостроенное здание вместе со всем прочим имуществом казненного было переведено в собственность государства.

После завершения строительства палат в них была размещена знаменитая Кунсткамера, а также библиотека Петра I. Кунсткамера располагалась в Кикиных палатах вплоть до 1727 года. Когда здание перестало вмещать все экспонаты и коллекции редкостей, они были отправлены на Васильевский остров, в специально построенный дом.

В 1733 году в Кикиных палатах были открыты больница, канцелярия и штаб конной гвардии. В 19-ом веке здание было сильно перестроено. Пилястры (лже-колонны) были удалены, снесена надстройка-колокольня работы Растрелли. Стены покрыли штукатуркой, а с невской стороны к особняку сделали пристройку.

В годы ВОВ Кикины палаты были сильно повреждены бомбами и снарядами, неоднократно в здании происходил пожар. Однако, именно в это время штукатурка, нанесенная при последней реставрации, отпала, обнажив оригинальный фасад начала 18-го века.

Сразу после войны началась реализация амбициозного проекта архитектора И. Бенуа по возвращению Кикиным палатам исторического облика. Были возвращены на свои места пилястры, более поздние надстройки к зданию снесли, а с двух боков к палатам пристроили фронтоны.

В 1979 году власти Петербурга передали Кикины палаты Детской музыкальной школе №12. С 1995 года школа была преобразована в Санкт-Петербургский музыкальный лицей, который находится в этом здании до сегодняшнего дня.

Как добраться:

Оставьте комментарий