Собора святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Святой Климент и другие римские епископы сняли тело апостола с креста и похоронили в расположенном поблизости гроте.

В 326 году император Константин повелел построить над могилой первоверховного апостола базилику во имя Святого Петра. Она простояла более тысячелетия. Когда старый храм совсем обветшал, папа Николай V в 1452 году поручил архитектору Росселино разработать план строительства нового грандиозного собора. Однако после смерти папы в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году знаменитый архитектор Браманте с благословения папы Юлия II возобновил строительство.

Площадь и собор Святого Петра в Риме

Браманте задумал церковь в виде равностороннего греческого креста. После его смерти в 1514 году работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал храм в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. После Рафаэля строительство возглавил Антонио да Сангалло, а с 1546 года – Микеланджело Буонаротти, которому принадлежит проект создания трех апсид и купола; при этом художник явно вдохновлялся куполом церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, созданным Брунеллески. Однако смерть (в 1564 г.) не дала мастеру довести задуманное до конца.

К 1564 году были завершены лишь левая апсида и барабан купола. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. В 1607–1614 годах Карло Мадерно достроил три обширных нефа и оформил фасад собора. Наконец, 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор.

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 г. его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот д’Ивуар). Размеры его просто потрясают: он занимает площадь в 22 067 кв. м, высота храма составляет 189 м, длина без портика – 186,36 м, а с портиком – 211,5 м.

Фасад собора (высота 45,44 м, протяженность 114,69 м), построенный К. Мадерно в 1607–1614 годах, господствует над площадью Святого Петра. Широкая лестница, ведущая ко входу, завершается портиком с одним рядом колонн, поддерживающим балюстраду, увенчанную статуями Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. В торцах портика стоят конные статуи императоров Константина (работы Бернини, 1670) и Карла Великого (скульптор Корначчини, 1725), а перед главным входом – огромные фигуры святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, Павел – меч (по преданию, во времена Нерона ему мечом отрубили голову).

В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны – Святая, и открывается она лишь в Святой, или юбилейный, год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой «yobel», откуда и произошло слово «юбилей». В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Огромные бронзовые двери центрального входа созданы флорентийским мастером Филаретом (1445 г.). Они перенесены сюда из старой базилики. В их верхней части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Девы Марии. В центре – апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов (Леда и Лебедь, Ромул и Рем, похищение сабинянок) и басен Эзопа («Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица»), затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени. Над дверями помещен мраморный барельеф работы Лоренцо Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». С внутренней стороны правой створки дверей, почти у самого пола, можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников.

Интерьер собора потрясает своим необычайным размахом (центральный неф имеет 187 м в длину, 25 – в ширину и 45 —в высоту, протяженность трансепта 137,5 м) и обильным и пышным декором XVII века. На протяжении веков собор украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах выполнены мозаикой, стены переливаются разноцветным мрамором, в нишах стоят многочисленные статуи святых и основателей религиозных орденов. Среди этой роскоши привлекает простотой и сосредоточенностью чувств знаменитая «Пьета» Микеланджело (1498–1499). Эта скульптурная группа в тихой скорби застыла в первой капелле справа на довольно высоком постаменте. При таком положении статуи зритель снизу заглядывает в лицо Марии, как бы проникая в замкнутый и скорбный мир ее чувств.

Громадный купол собора, тоже созданный по проекту Микеланджело, взмывает вверх, словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 м, высота – 132,5 м, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей – с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк – со львом, Лука – с волом, Иоанн – с орлом. Лев, орел и вол – так называемые «апокалиптические звери», о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

Купол собора Святого Петра опирается на четыре огромных пилона со стоящими в нишах 5-метровыми фигурами святых. У левого пилона изображен брат Петра – Андрей Первозванный с символом его мученической смерти – Х-образным крестом. Над монументом – выполненный по рисунку Бернини балкончик, где в дароносице хранится часть главы апостола Андрея, привезенная в Рим после падения Константинополя отцом Фомой Палеологом, отцом великой княгини Софьи – супруги московского князя Ивана III.

У второго пилона – фигура Св. Вероники с платом, который она, по преданию, подала восходящему на Голгофу Христу. Иисус отер заливающий глаза пот, и на полотне отпечатался Его нерукотворный облик. Согласно легенде, римский император Тиберий исцелился от проказы, прикоснувшись к этому плату, и в благодарность за свое исцеление подарил Веронике дом в Риме. После ее смерти Святой плат хранился сначала в Пантеоне, а потом был перенесен в собор Св. Петра.

У третьего пилона высится статуя императрицы Елены, матери Константина Великого. Она держит в руке привезенный ею из Иерусалима Крест Господень, а в находящейся здесь дароносице хранятся большие фрагменты этой реликвии. Четвертый пилон украшает мраморная фигура сотника Лонгина работы Лоренцо Бернини. В руках Лонгина – полутораметровой длины копье, напоминание о том, как сотник пронзил этим копьем подреберье Христово, дабы удостовериться, что распятый Иисус мертв. В дароносице на балкончике пилона ныне хранится подлинное копье сотника Лонгина – то самое, которым был пронзен на кресте Иисус. Оно попало в Рим из Константинополя, когда после захвата византийской столицы турками султан Баязет прислал его в дар папе Иннокентию VIII (1484–1492).

Неподалеку от фигуры сотника Лонгина стоит выполненный из темной бронзы монумент Св. Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Прежде полагали, что это античная статуя Зевса, однако ныне установлено, что статуя принадлежит к кругу работ итальянского скульптура Арнольфо ди Камбио, который, возможно, изготавливал отливку по образцу античной статуи.

В центре храма возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они возожжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется Папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин (1624–1633) работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 м. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию. Ослепляющий своим декоративным богатством, разнообразием материалов и форм, он нагружен к тому же сложной символической программой (Отцы Церкви, поддерживающие трон Св. Петра, атрибуты папской власти и т. д.). В этом произведении как никогда ярко проявился дар Бернини-декоратора, его неисчерпаемая художественная фантазия и умение мастерски вписать свое творение в архитектурный ансамбль.

Справа от Папского алтаря расположен вход в Ватиканские гроты – пространство между уровнем старой базилики времен Константина и полом современного храма, высотой около 3 м. Тут можно увидеть многочисленные архитектурные фрагменты (скульптуры, мозаики, саркофаги), сохранившиеся от первоначальной базилики и более поздних времен. Здесь расположено множество часовен и склепов, где похоронены многие папы ранних веков христианства и четверо последних пап, в том числе и Иоанн Павел II (1978–2005), к могиле которого устремляется неиссякаемый поток паломников. Во время археологических раскопок 1939–1949 годов под гротами был открыт древний некрополь с могилой апостола Петра. Под гротами в центральной точке собора, прямо под куполом и алтарем, посвященным Св. Петру, ученые обнаружили мраморный параллелепипед – так называемый Мемориал Константина. Внутри этого огромного реликвария найдена маленькая выдолбленная в камне часовенка, которую идентифицировали как Трофей Гая – место погребения апостола Петра, упоминаемое римским клириком II–III веков Гаем. Эта часовенка была поставлена римской раннехристианской общиной над захоронением, испещренным многочисленными надписями, одна из которых гласит: «Здесь находится Петр».

В центральной апсиде стоит вознесенная высоко над землей кафедра, инкрустированная слоновой костью, с которой, по преданию, проповедовал еще Святой Петр. В 1656–1665 годах Лоренцо Бернини заключил ее в пышную барочную оболочку. Кафедру обрамляют статуи отцов римской и греческой церквей, а над кафедрой неугасимым светом сияет витраж, набранный из тонких алебастровых пластинок, с изображением голубя, парящего в солнечных лучах – символом Святого Духа. Кафедра подчеркивает алтарную часть собора и завершает перспективу колоссального здания.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, гробницы римских пап, королей и императоров. Эти надгробия в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами – Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за дивное красноречие нареченного Златоустом, а в «капелле Бернини» можно увидеть привезенную из Иерусалимского храма витую колонну, возле которой, по преданию, Христос произнес начертанные на фризе собора слова: «Ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь Мою». Эти полные глубокой символики слова воплощены в соборе Святого Петра, воздвигнутого над гробницей апостола.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Église Saint Symphorien-les-Carmes

Церковь расположена на площади Place des Carmes, где раньше находился монастырь кармелиток вплоть до 1791 года. Церковь была построена в 1267 году. Иоанн XXII в 1320 году начал восстановление церкви, но работы продолжались и при папе Клементе VI. 10 апреля 1520 года ее открыли для публики. В 1672 году южная стена церкви обрушилась, так что восстановительные работы сопровождались перестройкой церкви. Во времена Французской Революции, церковь стала использоваться для общественных встреч, а позже стала штаб-квартирой якобинского клуба Авиньона.

Внешний фасад церкви довольно скромный, но внутри Вас ждет богатый интерьер, украшеним которого служит мраморный алтарь 1856 года, огромный орган и 4 картины Вильяма Страйка 1602 года.

Адрес: 27 Place des Carmes, Авиньон

На карте

  • Chapelle des Pénitents Noirs

Часовня ордена Черных Кающихся. Одна из наиболее значимых церквей папского города, эта часовня является важным примером барочной архитектуры. Она украшена каменным фасадом, спроектированным Томасом Лайне, парижским архитектором, преехавшим в Авиньон в 1714 году, члена братства. Пилястры из композитного материала с верхушкой из черного мрамора разделяют пространство фасада на панели, отделанные розовым мрамором. Также стоит обратить внимание на разноцветные мраморные алтари по обе стороны от двери. На транце можно увидеть символ Братства. В 1739 году церковь была реконструирована под руководством архитектора Франсуа Манне, члена Братства, приобретя свой нынешний вид.

Христианское движение, известное как «кающиеся» (Pénitents — на фр.) восходит к 4-му веку. Тем, кто совершил серьезные грехи исповедовались епископу или его представителю назначалось покаяние , которое должно было быть осуществлено в течение определенного периода времени. После завершения их покаяния, они примирялись епископом с молитвой отпущения посреди коммуны. Покаяние предполагается во многих формах, таких как паломничество к святым местам; строительство, ремонт и восстановление церквей, а также забота о бедных и больных.

Орден Pénitents Noirs de la Miséricorde был основан в 1586 году для оказания помощи заключенным. Братство зарекомендовало себя в госпитале Notre-Dame de Fenouillet , который датируется 13 веком, который был превращен в часовню в начале 16-го века. Нынешнее здание — результат перестройки в 1739 — 40 гг. Вход — свободный. rue des Teinturiers

Адрес: 72 Rue Banasterie, Авиньон
На карте 43.952500, 4.809861

  • Chapelle des Pénitents Blanc

Разные части этой часовни были построены в разное время. Входной вестибюль с панельным потолком был построен в 1631 году, шестиугольный зал датируется концом 16-го века. Часовня виноделов была построена в 18 веке, часовня Notre-Dame-de-Délivrance датируется 1708 — 1709 гг. Главный неф, называемый «чудесным нефом», был перестроен в 1816 — 1818 гг. Витраж был выполнен в 19 веке.

Адрес: place de la principale 84000 Avignon

На карте

  • Chapelle des Pénitents Gris

Эта часовня принадлежит к ордену Кающихся, который был широко распространен во Франции. Это архетип архитектуры ордена Кающихся и их символ. Как и все их часовни, внешний фасад здания весьма скромный, но интерьер стоит посмотреть. Здесь сохранилась уникальная и редкая коллекция религиозных предметов.

Часовня построена на месте Оратория св. Креста, где молился король Людовик VIII. Со времен Французской Революции, это единственная оставшаяся церковь этого ордена.

Gris («серый» с фр) стали первыми в череде многих орденов «кающихся» в Авиньоне . «Черные кающиеся» были основаны в 1488 году группой флорентийских аристократов. Братство «белых кающихся» было основано в 1527 году тринадцатью жителями Авиньона, «голубые кающиеся» были основаны в 1557 году несогласными членами братств. Затем, в окнце 16 века, было основано братство » Pénitents Noirs de la Miséricorde » во главе с Pompée Catilina , полковником пехоты папства Авиньона. Столкнувшись с таким энтузиазмом, часовня «серых кающихся» была расширена в 15902 году. Движение продолжилось формированием «фиолетовых кающихся» (1622), «красных кающихся» (1700). Французская революция положила конец этой экспансии и до сегодняшнего дня сохранилось только братство «серых кающихся».

Адрес: 8 Rue des Teinturiers, 84000 Avignon

На карте

  • Кафедральный собор Notre Dame des Doms

Кафедральный собор Авиньона — это римско-католическая церковь и памятник национального значения. Она является резиденцией архиепископа Авиньона. Здание церкви было построено в основном в 12 веке в романском стиле. Одной из достопримечательностей церкви является позолоченная статуя Девы Марии на западной башне. Внутри, среди многочисленных предметов искусства, одним из самых красивых считается мавзолей папы Иоанна XXII — шедевр готической резьбы 14-го века.

Адрес: Place du Palais, Авиньон

на карте

  • Palais des Papes

Папский дворец Авиньона — одно из крупнейших и наиболее значимых средневековых готических зданий в Европе. С 1995 года он внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Он стал резиденцией пап в 1309 году, когда папа Клемент V перенес папскую Курию в Авиньон. Во времена пап Клемента VI, Иннокентия VI и Урбана V, здание было расширено. Папа Клемента VI заказал архитектору Жану де Лувру построить новую башню и прилегающие здания. Еще две башни были построены во времены папы Иннокентия VI. Урбан V завершен основной двор -Court d’Honneur — окружив его дополнительными зданиями. Интерьер был украшен фресками, гобеленами, картинами, скульптурами и деревянными потолками. С его 15 000 кв. метров жилой площади, это самый большой готический дворец во всей Европе.

Адрес: Place du Palais

На карте

  • Eglise Saint-Agricol

После кафедрального собора Нотр Дам, церковь Сен Агрикол является старейшей среди всех церквей Авиньона. Епископ Санкт-Агрикола был официально провозглашен покровителем города как защитник сельскохозяйственных культур. Аббатство Сен Агрикола появляется в текстах с конца 11 века. Эта трехэтажная церковь, носящая его имя, была возведена в 1321 году. Первоначальная церковь была перестроена во второй половине 15-го века и в 1746 году был добавлен четвертый этаж.

Адрес: 1 Rue Racine

На карте

  • Eglise Saint Didier

Коллегиальная церковь Сен Дидье — это готическое здание, построенное в середине 14 века. Впервые она упоминается в документах уже в 1008 году, когда были сделаны пожертвования епископа Авиньона аббатству Montmajour. Кардинал Бертран де До приказал построить эту церковь на его земле, когда он умрет. Открытие новой церкви состоялось 20 сентября 1359 году. Она стала наиболее ярким примером авиньонской готики в архитектуре. В церкви хранятся две картины Саймона де Шалона — «Бичевание» и «Сошествие Святого Духа». Также примечателен крест, заказанный в 1478 королем Рене для Франческо Лорана, который украшает алтарь. Этот барельеф считается одним из самых ранних существующих работ в стиле Возрождения во Франции.

Адрес: Place Saint-Didier

На карте

  • Eglise Saint Pierre

Церковь Сен Пьер — одна из самых любимых среди местных жителей. Она расположена на одноименной площади в центре старого города. Красиво отреставрированная в 1385 году благодаря пожертвованиями кардинала Пьера де Пре, церковь была сделана в характерном авиньонском готическом стиле. Впечатляющий фасад церкви отделан элегантными орнаментами. В 1551 году была добавлена высокая ореховая дверь (4 метра в высоту), став одним из излюбленных элементов церкви. Также следует отметить 15-го века трон из белого известняка, алтарь с изображением Тайной вечери, иконы и, конечно, картины, одной из которых является «Поклонение пастухов» рыботы Симона де Шалон.

Адрес: place Saint-Pierre

На карте

  • Синагога

Эта синагога, построенная в 19 веке, расположена в центре города, на месте старой синагоги 1221 года. Старая синагога была сожжена во время Французской Революции. На остатках старой постройки под руководством архитектора Жеффре в 1845 году была создана новая синагога. Это неоклассическое здание с куполом. Интерьер синагоги украшен белой колоннадой и ореховой мебелью. Синагога также известна под названием Consistoire Israélite de Vaucluse.

Адрес: 2 Place Jérusalem, 84000 Avignon

На карте

  • Eglise des Cordeliers

Церковь Кордельеров находится на месте старого францисканского монастыря. Францисканский орден появился в Авиньоне год спустя после смерти его основателя, св. Франциска Ассизского в 1226 году. В 1233 году францисканцы обосновались в это месте, снаружи от городских стен, возле ворот города. До сих пор сохранилась высокая башня и апсидальная часовня монастырской церкви. Здесь погребена Лаура де Нове, бессмертная любовь и муза Франческо Петрарки.

Францисканцы — католический нищенствующий монашеский орден, основанный св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.

Адрес: 9 Rue des Teinturiers

На карте 43.945688,4.811914

  • Часовня Сен-Мишель

Часовня Сен-Мишель на площади Corps Saints — это старинная церковь, примыкающее к зданию, которое когда то было церковью монастыря целестинцев. Построенная в период 1369 — 1378 гг под руководством того же архитектора, который построил церковь Eglise Saint-Martial, часовня носит имя Архангела Михаила, известного архетипа христианства и ислама. Интересным фактом является то, что пятиугольная форма часовни является уникальной среди всех готических церквей во Франции.

Адрес: Place des Corps Saints 84000 Avignon

На карте

  • Eglise du Couvent des Celestins

Церковь монастыря целестинцев расположена также на площади Corps-Saints, как и часовня Сен-Мишель. Она была заказана папой Клементом VII в 1389 году. Первый камень будущей уеркви заложили уже при следующем папе. Изначально это была простая деревянная часовня на могиле Петра Люксембургского. Новую церковь построили в период 1395 — 1452 гг. Монастырь был построен в середине 15 века. Алтарь часовни св. Петра Люксембургского (1625 г) был перестроен в барочном стиле Франциском Ройе Вальфенье, а в 1693 году сюда были перенесены мощи св. Бенецета. Во время Французской Революции, здесь находилась самая богатая коллекция искусства в Авиньоне.

Орден целестинов был основан в Абруццо в 1254 году отшельником Петром с горы Мурроне (впоследствии папа Целестин V). Папа Урбан IV даровал ему в 1264 году многие привилегии.

В XIII—XIV веках целестинцы основали много монастырей в Италии, Франции, Нидерландах и Германии. В настоящее время сохранилось лишь несколько целестинских монастырей в Италии.

Адрес: Place des Corps Saints 84000 Avignon

На карте

  • Saint-Martial Eglise

Eglise Saint-Martial — это протестанская церковь, расположенна на углу Rue des Lices и Rue Republic. Она была построена в 1346 году. С 1866 г по 1881 год здесь находился естественнонаучный музей Авиньона. Это старое величественное здания скрыто от дороги пышной листвой деревьев и башней. Не упустите возможность зайти внутрь.

Адрес: Place Agricol Perdiguer

На карте

  • Аббатство Saint-André

Аббатство Сен Андре, расположенное в стенах крепости Сен Андре, было построено в начале 11 века. Монастырь был частично разрушен во время Французской Революции, а ранние постройки были снесены со временем. Стоит посетить впечатляющие террасные сады монастыря, откуда открывается прекрасный вид на долину Роны, Авиньон и Папский дворец.

Адрес: Impasse de l’Hostellerie, 30400 Villeneuve-lès-Avignon, France

На карте

  • Бенедиктинский картузианский монастырь (CHARTREUSE DU VAL DE BÉNÉDICTION)

Картузианский монастырь бенедиктинцев был основан в 14 веке папой Иннокентием VI, который доверил украшение своей личной часовни Маттео Джаванетти, художником, нарисовавшим фрески папского дворца. 3 монастыря, 40 монашеских келий и роскошные сады сделали Val de Benediction крупнейшим картузианским аббатством во Франции. Сегодня можно постетить часовню, церковь с могилой папы Иннокентия VI, монастырские постройки и монашеские кельи.

Оставьте комментарий