Театр в акрополе

Греческие древние театры.

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.
Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.

На что был похож греческий театр?


Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие.
    Веселые.
    С обидой.
    Со скорбью.
    Злобные.
    Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.
Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.
Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.
Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.
В театре Афин, как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления


Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.
Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.
Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.
Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.
Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.
Историки — исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.
В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.
Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.
Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана.
    Софокла.
    Эсхила.
    Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них — рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.
Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.
Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.
Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

В Афинском Акрополе, огромном памятнике древнегреческой жизни, представлены почти все темы, интересовавшие античного жителя.

Греческий театр: описание, история и интересные факты

На южном склоне холма были воздвигнуты несколько театров, самым первым и самым большим из которых стал театр, посвященный богу Дионису. Масштабы сооружения не дают усомниться — сценическое искусство для древних греков было делом важным.

Древнегреческий театр

Изначально представления проходили в театре дважды в год, во время Малых Дионисий и Великих Дионисий. Представляли они собой своеобразные состязания, в ходе которых зрителям показывали трагедии, костюмированные драмы в честь богов и комедии. Из всего этого постепенно все четче вырабатывалось особое искусство — великое искусство древнегреческого театра. Начинались представления вступлением хора, затем выходил солист-запевала, который, совместно с хором, и вел все повествование. Со временем актеров на сцене становилось больше, появлялись костюмы и маски. Древние драматурги оттачивали свои сюжеты и слог.

В V веке до н.э. Эсхилл, Софокл, Еврипид поднимают до вершин классическую трагедию, а Аристофан становится королем комедии.

История театра Диониса

Театр Диониса, ставший одним из первых театров мира, был построен в V веке до нашей эры при тиране Писистрате. Первоначально скамьи и подмостки были выполнены из дерева, но в 326-325 годах до н.э. театр был реконструирован — старые деревянные части заменили на каменные и мраморные. Каменная арена насчитывала 67 рядов (до наших дней дожили около 20-ти) и вмещала до 17 тысяч зрителей, то есть почти половину населения тогдашних Афин. В первом ряду стояли кресла для самых важных гостей. Высеченные на них имена и звания владельцев сохранились и по сей день.

Центральное почетное место занимал верховный жрец бога Диониса. От солнца его и других значительных театралов прикрывал специальный тент — никакой крыши у театра не было, представления шли прямо под открытым небом.

В наши дни в театре Диониса идут восстановительные работы. По плану предполагается надстроить еще несколько ярусов сидений и укрепить стены постройки. Завершены все работы должны быть к 2015-му году.

Реферат на тему:

Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты

Обычно состязались три автора трагедий.

Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях — дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт.

Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду — ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон.

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра — скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона.

История строительства

Несколько столетий назад, в эпоху расцвета античного государства, Акрополь был центром культуры и духовности Афин. Именно в нем проходили все памятные торжества и важные мероприятия, включая парады, театральные представления и торжественные шествия в честь различных богов. В IV в. до н.э. правитель Афин Писистрат испытывал особое почтение к Дионису – богу виноделия, веселья и шумных гуляний.

По инициативе венценосной особы с юга от Акрополя было возведено Святилище Диониса с его статуей внутри. Несколько позднее на этом месте построили более величественный храм. Новая статуя Диониса также находилась в центральном помещении, но теперь она имела больший размер и была изготовлена из слоновой кости с золотой отделкой.

Так как в честь бога виноделия часто устраивались танцы и различные представления, то рядом с храмом установили небольшую танцевальную площадку. С нее и началось строительство древнейшего театра. В изначальном облике театра Диониса преобладали деревянные детали. На его сцене оживали произведения древних творцов, таких как Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Со временем деревянные элементы конструкции стали изнашиваться и их заменили более крепкими – каменными.

Театр пользовался большой популярностью у греков, любивших всевозможные представления и спектакли. Уже через несколько лет подобные действа перестали быть неотделимым элементом религиозной церемонии, а начали развиваться самостоятельно. Теперь театральные выступления подчинялись собственным правилам и превратились в обособленное направление искусства.

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Как проходили театральные действа

Порядок выступлений и действия, имевшие место на театральной сцене, сильно изменились с древних времен. Сегодня спектакли выглядят совершенно по-другому. Много веков тому назад на сцене выступал лишь один актер. В его обязанности входило не столько перевоплощение, сколько повествование о судьбе древнего героя. Реплики артиста сопровождал многоголосый хор. Спустя некоторое время актеров на сцене стало несколько, но их мастерство сводилось к умению быстро сменить маску и говорить другим голосом.

Поведение античной публики было более раскрепощенным. После спектакля зрители могли выразить восхищение или недовольство показанным. Если представление нравилось, то актеры слышали возгласы восхищения и аплодисменты. В противоположной ситуации трибуны разрывались свистом и топотом.

В случае полного провала, зрители не гнушались кидать на сцену камни, такое бывало даже в середине представления. Если актер хотел остаться живым, ему следовало начать следующее выступление и старательнее развлекать зрителей.

Оставьте комментарий