Церковь гавриила архангела

История

Строительство

Деревянная церковь во имя Архангела Гавриила на Поганых прудах впервые упоминается в переписи 1551 года. К 1657-му она была перестроена в камне, а через два года расширена. В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор в соседнем квартале на Мясницкой улице за две тысячи рублей на месте нынешнего Центрального почтамта и церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Постепенно он расширил свои владения, и в 1701-м храм был обновлён. Однако через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери, привезённая им из Полоцка. Считалось, что она была написана евангелистом Лукой, что подтверждала надпись на образе. По его приказу были также очищены Поганые пруды, в которые сбрасывались отходы из близлежащих мясных лавок и боен, после чего их переименовали в Чистые.

Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко. Возводил постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного. В проектировании церкви также участвовали Доменико Трезини, Г. Пандо и Б. Скала. Внутри церковь была украшена работами швейцарского скульптора Франческо Фонтана. В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше Ивановской колокольни. Церковь первоначально имела пять каменных уровней: неф, квадратную башню, три нижних восьмиугольных яруса, а также два верхних восьмиугольника, сделанных из дерева. Верх башни украшал 30-метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руке. В 1708 году в башню установили часы с курантами из Англии и подвесили 50 колоколов.

XVIII—XIX века

Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями

Реконструкция первоначального вида башни, выполненная Карлом Лопяло

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и уехал из Москвы, забрав с собой большинство мастеров. Через год он начал строительство Ораниенбаумского дворца и так и не закончил работы над башней. Зарудный писал князю о медленном разрушении башни и настаивал на продолжении строительства. Вскоре частная ложа Меншикова в церкви была переделана в придел преподобного Сергия Радонежского.

14 июня 1723 года во время похорон священника Василия Андреева в шпиль ударила молния и начался пожар, продолжавшийся несколько часов и уничтоживший деревянные перекрытия верхнего яруса. Колокола обрушились и проломили своды церкви, придавив людей, находившихся в помещении. Удалось спасти икону Божией матери, которую после пожара перенесли в придел Введения Пресвятой Богородицы одноимённого храма в селе Семёновском. В 1726-м её перевезли в Петербург, где она пропала после Меншикова по обвинению в злоупотреблениях властью и казнокрадстве.

Полвека служба совершалась только в малых приделах — на хорах и в трапезной. Восстановление церкви началось в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова. Вместо верхнего яруса сделали новый купол в стиле барокко, окна сводов замостили кирпичом. Вазы по углам первого восьмиугольника заменили собой утраченные статуи. Шпиль и скульптура ангела так и не были восстановлены. Стены храма украсили масонскими символами и надписями. По преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи «вольных каменщиков». Церковь Архангела Гавриила неоднократно упоминается в романе Алексея Писемского «Масоны»:

Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, — на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой — дом молитвы»…

Церковь работала только летом, а в остальное время службы проходили в церкви Феодора Стратилата, которая была пристроена к башне в 1806 году благодаря директору Почтамта Фёдору Ключарёву и также использовалась как колокольня. В изданной в 1888-м книге «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям» сказано:

В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.

В 1821-м башню передали почтовому ведомству и переименовали в церковь Архангела Гавриила при Почтамте. На церковные расходы ведомство выделило 2600 рублей в год серебром. В 1838—1840 годах башню отремонтировали. В 1852-м митрополит Филарет приказал уничтожить масонские знаки. Однако из-за нехватки средств они были стёрты только через десять лет. В 1872 году Почтамт прекратил финансирование церкви, посчитав излишней роскошью её содержание. После этого она стала приходской.

XX век

Церковь Архангела Гавриила на золотой памятной монете СССР 1990 года из серии «500-летие единого русского государства»

В 1928 году работники Московского почтамта написали письмо в Моссовет о ветхом состоянии башни:

Само здание приходит в ветхость и никем не ремонтируется, как исторической ценности не представляет, никто её не осматривает и существованием её не интересуется, а между тем она занимает довольно значительную площадь во дворе Почтамта, которая в связи с механизацией крайне необходима для него. Ввиду сего Почтамт просит Президиум Моссовета о закрытии церкви и о предоставлении помещения для нужд Почтамта и, если возможно, дать разрешение к сносу её.

Через два года после этого церковь закрыли.

В 1941 году башню повредила вражеская авиация. Через четыре года состоялся Поместный собор Русской православной церкви, во время которого патриархом Александром III и патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Для этого в начале 1948-го Московской патриархии передали храмы во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата. Открытие подворья состоялось 17 июля того же года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных церквей. Через год башню отреставрировали, восстановив главы из подлинных сохранившихся деталей. Работы проводились под руководством специалистов отдела государственной охраны памятников архитектуры Москвы.

С 1977 года церковь Архангела Гавриила возглавляет епископ Нифон (Сайкали). После уничтожения храма Спаса Преображения на Преображенской площади в 1964 году его иконостас перенесли в Меншикову башню, а старый иконостас через четыре года передали в Свято-Успенский собор Махачкалы, где он находился до 2000-го.

Архитектура

Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты.

При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око, на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году.

В основании волют сохранились остатки балюстрад, прежде венчавших угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила, а над западным входом — композиция «Вознесение Христово». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах. Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий.

Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов. В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами.

  • Скульптура ангела, 2008 год

  • Деталь наружного декора, 2008 год

  • Оформление входа в церковь, 2013 год

  • Юго-западный вход, 2008 год

Литература

  • Волков О. Москва дворянских гнезд: особняки и улицы столицы на перепутьях истории. — М.: Алгоритм, 2007. — 317 с.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
  • Зодчие Москвы / под ред. Ю. Яралова. — М.: Московский рабочий, 1981. — 302 с.
  • Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 319 с.
  • Низовский А. Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2003. — 411 с.
  • Розанов Н. Церковь Архангела Гавриила в Москве, на Чистом Пруде, или Меншикова башня : Историческое исследование Н. Розанова. — М.: Тип. М. Н. Лаврова, 1877. — 40 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1994. — Т. 2. — 645 с.
  • Фочкин О. Городские легенды. — М.: Рипол Классик, 2016. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7.

Архангельский пер., 15а
На станции метро «Чистые пруды» стоит церковь Архангела Гавриила. Первые упоминания о ней в истории относятся к 1551 году, а до начала XVIII на ее месте стояла деревянная церковь. Современное здание появилось благодаря князю Александру Даниловичу Меньшикову. Он приобрел себе усадьбу, которая выходила на мясницкую улицу, и стал частым прихожанином еще тогда деревянного храма Архангела Гавриила. А в 1704 году по приказу князя храм был снесен, и на его месте возвели современное здание церкви. Тогда там же был водоем, называемый Погаными прудами. Опять же благодаря приказу Меньшикова их очистили, и они стали называться Чистыми. Строительство прудов было поручено архитектору Зарудному и длилось оно три года.
В церкви Архангела Гавриила в 1706 году появилась очень ценная вещь в виде образа Полоцкой Божьей Матери, которую Меньшиков привез после битвы под Калищем, где войска во главе с князем одержали победу. По легенде эту икону писал сам евангелист Лука. Александр Данилович пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела.
Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей — возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе — во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. «Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — ее сестра», — говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.
А в 1723 году церковь постигла страшная участь. Произошло событие, трудно объяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол. Пожар тушили около двух часов, трудность заключилась в том, что башня была очень высокой. А когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола (их было 50) и проламывать церковные своды. Упавшие колокола погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Однако драгоценную икону удалось спасти, и в 1726 году по приказу тяжело больного Меньшикова ее перевезли в Петербург, где на Васильевском острове находилась домовая церковь князя. В 1727 году Меньшиков был сослан в ссылку, а икона исчезла.
Церковь имела много отличительных черт. Она была практически на три метра выше колокольни Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меньшиков попытался «уязвить» их. На башне церкви был установлен шпиль с флюгером в виде парящего ангела с крестом в руке. На последних, самых верхних трех сквозных ярусах располагались 50 колоколов. В 1708 году в Лондоне были куплены куранты за немалые деньги и установлены на башню. Они били каждые 15, 30 и 60 минут, а в полдень звонили все колокола сразу.
В истории есть одно предположение о причине разрушения церкви. Меньшиков недолго прожил на Мясницкой улице. Он уехал из своего дворца, когда был назначен губернатором Петербурга. Храм начал разрушаться. Архитектор Зарудный еще в 1721 году (за два года до злополучного пожара) в письмах предупреждал князя и о протекающей кровле, о том, что куранты уже остановились, иконостас так и стоит недоделанным, а деревянные части церкви гниют и могут вот-вот упасть.
После пожара, долгое время простоявшую в разрушенном состоянии церковь, в 1787 году стал восстанавливать Гавриил Измайлов. Он убрал один ярус, колокола и шпиль. Купол он оформил в виде свечи, винтообразным. Гавриил принадлежал к масонам Педагогической семинарии, которые называли себя мартинистами. Как снаружи, как и внутри он украсил церковь масонскими символами, эмблемами и латинскими надписями. Многие из представителей масонов были арестованы после уличения их в связи с прусским двором, с которым тогда враждовала Россия, но оставленные Измайловым на стенах церкви знаки продержались там еще несколько десятилетий до того, как в 1852 году вышел приказ митрополита Филарета уничтожить их.
В доме Меньшикова на Мясницкой улице разместился почтамт в 1792 году. Ныне здание московского почтамта расположено как раз на месте дворца князя. К нему причисли и Меньшикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при почтамте. Произошло это событие в 1821 году.
Меньшикова башня как драгоценная жемчужина, спрятанная в раковине двора, окруженного домами.
Башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге.

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар.

История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита.

Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже — в XVII веке, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании.

Монастырь Дохиар

Дохиар расположен на склоне круто спускающейся к морю горы и посвящен Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу (праздник 8 ноября).

Монастырь Дохиар

Согласно преданию, этот монастырь был основан во второй половине Х века неким Евфимием, который, как говорят, был учеником и сподвижником в отшельничестве преподобного Афанасия Афонского и исполнял обязанности «дохиара», т.е. распорядителя запасами оливкового масла и других съестных припасов в Лавре. В честь своего послушничества Евфимий так и назвал монастырь — «Дохиар».

Предание говорит, что на довершение монастыря не было средств, но милостью Царицы Небесной было открыто одному мальчику, послушнику обители, как найти эти средства: было указано место на метохе (т. е. участке монастыря) где находилось сокрытое сокровище. Метох располагался на противоположном Афону острове Лонгосе. Посланные с мальчиком два инока, соблазнившись, решили утопить мальчика с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но свв. Архангелы Михаил и Гавриил спасли мальчика и перенесли его в церковь обители Дохиар. Заговор был раскрыт, а сокровища пошли по назначению. Вследствии этого чуда монастырь был посвящен Бесплотным Силам.

Икона Божией Матери «Скоропослушница».
(Монастырь Дохиар, Святая Гора Афон)

Среди святынь монастыря в Соборном храме хранится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» (Gorgoepekoos), а также часть того камня с которым послушник был брошен в море и чудесно спасен (впоследствии послушник стал игуменом с именем Варнава).

Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы Скоропослушницы.

Часовня Богородицы Скоропослушницы

Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается лучшим из приобретений монастыря и одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне. Здесь ежегодно монастырь назначает двух иеромонахов, т.е. просмонариев, которые принимают многочисленных паломников и исполняют (когда один, а когда другой) псалмы перед иконой Богородицы. Кроме того, эти монахи принимают разного рода подношения и заботятся о чистоте и прочих нуждах часовни.

Сама икона «Скоропослушница» написана не стене. Это фреска! Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную. Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.

Икона Божией Матери «Скоропослушница». Афонский Дохиарский монастырь

Дохиаров монастырь в настоящее время занимает 10-е место в ряду афонских монастырей и насчитывает 40 монахов.

Предание об иконе

В середине XVII столетия в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную. Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с заженной лучиной. По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты.

Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я — покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница» потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям». Вслед за этими радостотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года.

Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

Значение образа «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» (история её прославления), как и многие другие иконы,– напоминает нам, что к образу иконы надо относиться с большим почитанием, ибо она воплощает в себе Первообраз лика, изображенного на нём. Это событие напоминает, что от нас ждут просьб и молитв. Молитвенный труд всегда приносит плоды, но молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» или молитва в тяжкую минуту Самой Скоропослушнице, этой ипостаси Богородицы, будет услышана и исполнена, главное, чтобы она возносилась от всего сердца и с большой и искренней верой, что нас слышат, о нас помнят, нам помогут. Нам остается только – молиться и верить.

Иконография

Образ иконы Божией Матери Скоропослушница относится к типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для иконы характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться в короне.

Чудотворные списки «Скоропослушницы»

Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам. Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

Лютиковский список. Одним из первых списков с чудотворной иконы «Скоропослушница» был Лютиковский список. В 1872 году крестьянин Александр Фролов, житель села Троицкое Калужской губернии, отправился на Афон с целью стать иноком в Андреевском или Ильинском скиту. Оттуда он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» со Святой Горы. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь (в шести верстах от города Перемышля на берегу реки Оки). В праздник Живоначальной Троицы икона была перенесена в Лютиков монастырь, и в тот же день от образа совершилось несколько исцелений. Слух об этом распространился по окрестным сёлам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы в 150 рублей.

Московский список. Московский список «Скоропослушницы» принесен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города.

С московским списком Скоропослушницы связана легенда о исцелении 14 ноября 1887 года некоей Анастасии Фроловой, вдовы из Рузы. Фролова страдала бесноватыми припадками, случавшимися у неё по церковным праздникам, а также по воскресеньям, средам и пятницам, а также во время церковных служб и разговоров на священные темы.

Родные, не зная, как вылечить Фролову, посоветовали ей помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.

В январе 1889 года от этого образа получила исцеление от падучей болезни, сопровождаемой припадками беснования, московская крестьянка Марфа Степановна Палкина.

Невская Скоропослушница. Пожалуй, наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России является образ Божией Матери, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Петербургский список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской. Здесь святой образ пребывал с 1879 по 1932 год, когда церковь была уничтожена.

По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографическике перемены. Возможно, это было пожелание самих царственных заказчиков. Однако, как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами.

Невский образ Божией Матери «Скоропослушницы» стал особенно почитаемой моленной иконой Царского Дома Романовых. Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери как Казанская, Царскосельская, Скорбященская с грошиками.

Елеонский список. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.

Другие списки. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.

В древнем русском городе Муроме прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 году в Спасо-Преображенский мужской монастырь.

В первую очередь перед иконой Божьей Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек находится в растерянности и не знает как поступить, во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах — о рождении здорового ребенка.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки; удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатаю и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь

Тропарь, глас 4
К Богородице притецем сущии в бедах, / и ко святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро услыши наша моления, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся,/ Тебе бо раби Твои в нуждах // готовую Помощницу имамы.

Кондак, глас 8
В море житейстем обуреваемии, / треволнению подпадаем страстей и искушений. / Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, / и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: // радуйся,Всеблагая Скоропослушнице.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Оставьте комментарий