Железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. История, мифы, легенды и байки. Ажурный пост про ажурный мост.


Изначально мост хотели назвать в честь императора Александра I, даже подготовили к праздничному открытию на одной из опор памятную табличку, ящик шампанского и фейерверк. Вот только провести такое мероприятие и дать имя переправе не успели, началась война. Народ тоже долго не думал, шампанское выпил, а потом взял, да и назвал мост самым удобным словом — Новый. Ну не старый же! Так бы и прижилось это название, которое в общем-то всех устраивало, но тут уже вмешалось Великое Финляндское Княжество.
Что значит Новый? Мы деньги на строительство выделяли? Выделяли. Строили ради объединения наших железных дорог с Российскими? Да! Тогда называйте мост Финляндским, требуем! И ящик шампанского тоже хотим. Поводов ссориться с подопечными на тот момент еще не было, мост переименовали, а вот шампанского не нашлось. К слову, памятная табличка в честь Александра I так и осталась, на одной из опор, ее даже недавно отреставрировали и вернули в первоначальный вид. Но кому теперь это интересно?
2.

Рижский брат
Финляндский железнодорожный мост возводили по модной тенденции тех годов. Ажурные как женское нижнее белье пролеты, заклепки, вызывающий и громоздкий внешний вид. Недаром мост долго оставался одним из самых впечатляющих сооружений в Европе, хоть и был внешне похожим на подобные проекты. Многие крикнут: «Да! Большеохтинский мост выглядит так же!».

Но окажутся не правы, потому что тот мост имеет с ним мало общего, только если внешний вид конструкций. Полноценный родной брат нашелся в Риге и его проектированием также занимался архитектор Апышков, поэтому повторения и схожесть далеко не случайны, за одним главным отличием — Рижский не разводится.
4.

Комсомолец Татарии
Финляндский мост долгое время был одноколейным. Ну и что вполне логично, во второй половине ХХ века после войны его пропускной способности стало не хватать, нагрузка росла, да еще и разводные механизмы устарели, скрипели и не хотели разводиться. Для того,чтобы развести мост и пропустить корабли, иногда требовалось по три часа, два вспотевших механика и сотня матов.
5.

Ругались все — капитаны кораблей, которые вынуждены были так долго ждать, железнодорожники, которым на слишком долгое время перекрывали переправу, и механики, которые уставали чинить эти имперские механизмы. Но… Ремонт моста постоянно откладывался, так как средств в городской казне не хватало.
6.

Изменил ситуацию в 1980-х годах корабль-рефрижератор «Комсомолец Татарии», который самовыпилился за счет опоры моста, заодно поставив и его существование под угрозу. Судно по инерции прошло вверх по течению и отдало концы в последний раз не дойдя до моста Александра Невского, заодно вернув в воду 500 тонн ряпушки, да 70 тонн мазута.
7.

«Комсомольца», к слову, достали только через три года, но вот полученные мостом увечья вынудили советское правительство пересмотреть свои планы на реконструкцию. Поэтому в 1983 году построили мост-дублер, а про закрытый на ремонт оригинальный мост успешно забыли. А что? Полноценный мост есть? Есть. Движение налажено? Да. Вот смысл реставрировать его дальше? Неудивительно, что в технических помещениях старого моста даже завелись вши в виде бомжей.

8.

Вспомнили о такой заначке только в начале 2000-х годов, и то в связи со строительством Ладожского вокзала, нагрузка на пути увеличивалась, пришлось крепко взяться за восстановительные работы. Заменили все сгнившие конструкции, подлатали копию, заменили механизм разводки, вместо разводного пролета установили разводную платформу. Теперь Финляндский мост вместе с копией объединился в одно целое и разводится за три минуты. А где-то там на небесах смотря на него свысока грустит один Александр.
9.

UPD
Приятно когда мое творчество сподвигло творить и друзей.
Прекрасные, шутливые строчки от Карена проживающего в Риге:
Ажурен он, как трусики у женщин, —
Финляндский Железнодорожный мост.
Развод его фатально неизбежен,
Он постоянен, регулярен, прост.
Кто только не бывает в его лоне,
С гудками между вскрывшихся опор.
Здесь моногамность явно не в законе,
А Рижский — целомудрен до сих пор.
Нет разводного в Риге механизма,
Под ним снуют лишь малые суда.
Такая вот ментальная харизма,
Как девы старой — образ и судьба…
17 апреля 2017

Чье лицо на гениталиях? Тайна золотой заклепки Что скрывают львы?

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Конструкция моста

Мост состоит из пролётных строений, являющихся основанием для пути и опор, поддерживающих пролётные строения и передающих давление на грунт. Опоры состоят из фундамента и видимой части (тела). Фундаменты опор сооружаются при неглубоком залегании прочных грунтов на естественном основании, а при слабых грунтах — на сваях. Концевые опоры моста называются устоями, а промежуточные — быками. Устои служат подпорной стенкой, для примыкающего к мосту земляного полотна. Пролётные строения опираются на опоры через опорные части, которые позволяют пролётному строению поворачиваться и продольно перемещаться при изгибе под нагрузкой и при изменении температуры. Под одним концом пролётного строения помещают неподвижные опорные части, допускающие только поворот, под другим концом — подвижные, перемещающиеся на катках. Пролётное строение состоит из балок, ферм, связей между ними и мостового полотна.

Материалы пролётного строения

Деревянные мосты широко применялись в первый период строительства железных дорог, а также во время Великой Отечественной войны для быстрого восстановления разрушенных мостов. Достоинствами этих мостов являются простота конструкции, возможность использования местных материалов, дешевизна и быстрота сооружения. Однако они недолговечны, пожароопасны и сложны в содержании.

В XIX в. широкое распространение для строительства железнодорожных мостов получил камень. Каменные мосты долговечны, надёжны и требуют небольших затрат на содержание. Каменные мосты имеют значительную собственную массу, поэтому малочувствительны к увеличению массы поездов, меньше других мостов реагируют на удары при движении поездов, при езде по ним производится меньше шума. Недостатками каменных мостов является большая трудоёмкость строительства и ограниченная длина пролёта. В конце XIX — начале XX вв. каменные мосты уступили место бетонным, железобетонным и стальным мостам.

Металлические мосты получили широкое распространение благодаря высокой прочности при сравнительно малой массе, возможности применения типовых деталей, высокой механизации сборочных работ. Металлические мосты составляют около 70 % общей протяжённости железнодорожных мостов. Их недостатками являются большой расход металла и необходимость тщательного ухода для предотвращения коррозии.

Железобетонные мосты являются основным типом малых мостов. Они более долговечны, чем металлические и требуют меньших затрат на содержание. Железобетонные конструкции также применяются в средних и больших пролётах железнодорожных мостов, однако их большая масса усложняет строительно-монтажные работы и требует более мощных опор.

В сталежелезобетонных мостах железобетонная плита проезжей части или балластного корыта объединена со стальными главными и поперечными балками или фермами и включена в совместную работу с ними.

Мостовое полотно

На железнодорожных мостах применяются два вида мостового полотна: с ездой на балласте и безбалластное. Полотно с ездой на балласте применяется на железобетонных и сталежелезобетонных мостах. Балластная призма используется однослойная щебёночная или двухслойная из асбестового балласта поверх дренирующего щебёночного слоя. Балласт укладывается в балластное корыто, наименьшая толщина балласта под шпалой составляет 25 см, наибольшая толщина не должна превышать 60 см. Из-за большого собственного веса применение мостового полотна с ездой на балласте ограничено пролётами 33 м для железобетонных мостов и 55 м — для сталежелезобетонных.

Мостовое полотно безбалластного типа применяется преимущественно на металлических мостах. Для устройства мостового полотна используются деревянные, металлические или железобетонные поперечины (мостовые брусья), а также сплошные железобетонные плиты. Мостовые брусья укладываются на продольные (главные) балки на расстоянии 10—15 см друг от друга во избежание провала колёс между ними. Вертикальные прогибы пролётных строений могут достигать 1/800 расчётного пролёта. Для обеспечения плавности движения поездов рельсовому пути придают строительный подъём по дуге круга или параболе за счёт изменения высоты мостовых брусьев. Стрела подъёма должна примерно соответствовать величине прогиба от половины нормативной вертикальной нагрузки.

Охранные приспособления

Однопутный железнодорожный мост в городе Красноармейск, Московская область

Охранные приспособления предназначены для обеспечения безопасного прохода поезда в случае схода колёсной пары или тележки на мосту или на подходе к нему. Для этого внутри рельсовой колеи у каждого путевого рельса укладывается сплошная линия контррельсов или контруголков. Контррельсы ограничивают боковые смещения подвижного состава, сошедшего с рельсов, предотвращая его падение и опрокидывание. Контррельсы протягивают до задней грани устоев и далее их концы на протяжении не менее 10 м сводят «челноком», заканчивающимся металлическим башмаком. Челнок воспринимает удар от сошедшей колёсной пары и отклоняют её в жёлоб между рельсами и контррельсами. На мостах с безбалластным полотном из деревянных, металлических или железобетонных брусьев для предотвращения продольного смещения поперечин и провала колеса между ними снаружи путевых рельсов укладываются охранные (противоугонные) уголки или брусья.

> См. также

  • Мост
  • Метромост

> Примечания

  1. Брус охранный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Оставьте комментарий